Грех самоубийства
Выбери жизнь, вечную жизнь со Христом! "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин.3:16) "Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих…" (Втор. 30:19-20)
Каждый человек рождается на Земле с определенной миссией, касающейся его личного духовного развития, а если этот дух талантлив и велик - миссия может охватывать не только его самого, но и многих других людей. Душа человека еще до его воплощения на Земле знает, в чем состоит это высшее духовное назначение Россия удерживает второе место в мире по числу самоубийц. В России фиксируется 30 случаев суицида на 100 тыс. человек в год, притом, что критической считается цифра 20 человек на 100 тыс.
Добровольное лишение себя жизни, даже если оно представляет собой бегство от страданий, всегда воспринималось как ТЯГЧАЙШИЙ грех, который Церковь на земле уже не может отпустить, ибо всякий грех отпускается только при покаянии. Добровольное лишение себя жизни, даже если оно представляет собой бегство от страданий, всегда воспринималось как ТЯГЧАЙШИЙ грех, который Церковь на земле уже не может отпустить, ибо всякий грех отпускается только при покаянии. Напомню – первый человек, оказавшийся в раю со Христом, был разбойником, раскаявшимся на кресте пред самой смертью: "И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (Лк.23:43). Слово Божие говорит: "Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он [Господь Иисус Христос – прим. МС], будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды" (1Ин.1:8-9). Но как может раскаяться при жизни самоубийца? Напомню – первый человек, оказавшийся в раю со Христом, был разбойником, раскаявшимся на кресте пред самой смертью: "И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (Лк.23:43). Слово Божие говорит: "Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он [Господь Иисус Христос – прим. МС], будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды" (1Ин.1:8-9). Но как может раскаяться при жизни самоубийца?
На что рассчитывает человек, который решается на самоубийство? Что подталкивает людей на принятие такого решения? Психологи считают, что основной мотив суицида - стремление разорвать раз и навсегда проклятый узел проблем и мучений, обрести покой в небытии... То есть, эти люди верят, что после смерти нет ничего, лишь вечный покой. Но так ли это? Увы, все надеющиеся обрести этот вечный покой путем самоубийства попадают в западню еще больших нравственных мучений. Психологи
"Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мф.16:24). У каждого христианина есть свой крест, через который, мужественно, уповая на Бога, мы получаем спасение. Мы воспринимаем это крест не как преднамеренное мучение "злого и не справедливого" Бога, как орудие нашего совершенства, как огонь, превращающий кусок руды в твердую сталь, как шлифовальный станок, превращающий тусклый бесформенный алмаз в сверкающий бриллиант. Вдумайтесь в слова Священного Писания: "…знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу" (Рим.8:28). Обратите внимание – "ВСЕ СОДЕЙСТВУЕТ КО БЛАГУ", а "все" - значит и скорби.
По церковным канонам, самоубийц (к таковым относятся также убитые на дуэли, убитые во время разбоя преступники, люди, настоявшие на своей эвтаназии) и даже подозреваемых в самоубийстве (не принято отпевать утонувших при неизвестных обстоятельствах) нельзя отпевать в храме, поминать в церковной молитве за Литургией и на панихидах. Самоубийц не хоронят на кладбищах около церквей. Есть мнения, что к самоубийцам можно отнести погибших "любителей" экстремальных видов "спорта", ведь они реально осозновая смертельную опасность таких занятий, ради пустой утехи все равно рисковали жизнью. Фактически самоубийцами являются наркоманы, токсикоманы и алкоголики. Впрочем, в известном дореволюционном руководстве для священнослужителей С.В. Булгакова со ссылкой на постановление Священного Синода от 10 июля 1881 года указывается, что умершие от запоя (если не доказано, что те пили с целью отравить себя алкоголем), не причисляются к самоубийцам, на основании, что "...ибо смерти от запоя предшествует помрачение рассудка, чего не бывает при употреблении других средств к сознательному самоубийству...". Хотя, явно практически все пьяницы осознают, что чрезмерное употребление алкоголя смертельно для здоровья. Не все просто и в случаях смерти наркоманов от передозировки, поскольку непосредственно пред принятием наркотика наркоман находится в сознании в отличие от запойного алкоголика, принимающего последние уже смертельные порции спирта явно в невменяемом состоянии.
Исключение делается только для самоубийц, страдающих явной психической патологией, и состоящих на официальном психиатрическом учете. В таких случаях необходимо предоставить правящему архиерею вашей епархии справку из психиатрического учреждения, когда-то курирующего этого несчастного, и написать соответствующее прошение с просьбой благословить церковное поминовение такого человека. Практически всегда такое благословение дается… Господь говорил: "Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают" (Ин.15:5-6) – в них и великое утешение для верных христиан, и страшное предупреждение для маловеров и отступников.
Спор о том, имеет ли человек право самовольно распоряжаться своей жизнью, имеет достаточно древнее происхождение. Горячие, пылкие римляне, например, считали себя вправе распоряжаться божественным даром - жизнью. Но это было правом незнания - не более того. Конечно, свободная воля человека может решать: "Быть или не быть". Но в мире ином никто не освободит решившего покончить со своей жизнью от закономерных следствий неверного решения. Римские аристократы считали акт самоубийства признаком сильной воли - и глубоко заблуждались в этом. Подлинный аристократизм духа заключается не в стремлении избежать душевных страданий, а в умении мужественно принять и перенести их, чтобы выступить на арене суровой жизненной борьбы воином, а не жертвой. Кроме того, древняя мудрость гласит: каждому человеку выпадает в жизни ровно столько страданий, сколько он может перенести - не более того. Нет таких обстоятельств, которые не смогли бы преодолеть воля и разум человека. Но для этого надо осознать силу, скрытую в духе человека. Ибо его воля и разум - это поистине божественный дар. Распорядиться им справедливо - задача каждого из нас и особенно - тех, кто оказался перед трудным сплетением жизненных проблем. Спор о том, имеет ли человек право самовольно распоряжаться своей жизнью, имеет достаточно древнее происхождение. Горячие, пылкие римляне, например, считали себя вправе распоряжаться божественным даром - жизнью. Но это было правом незнания - не более того. Конечно, свободная воля человека может решать: "Быть или не быть". Но в мире ином никто не освободит решившего покончить со своей жизнью от закономерных следствий неверного решения. Римские аристократы считали акт самоубийства признаком сильной воли - и глубоко заблуждались в этом. Подлинный аристократизм духа заключается не в стремлении избежать душевных страданий, а в умении мужественно принять и перенести их, чтобы выступить на арене суровой жизненной борьбы воином, а не жертвой. Кроме того, древняя мудрость гласит: каждому человеку выпадает в жизни ровно столько страданий, сколько он может перенести - не более того. Нет таких обстоятельств, которые не смогли бы преодолеть воля и разум человека. Но для этого надо осознать силу, скрытую в духе человека. Ибо его воля и разум - это поистине божественный дар. Распорядиться им справедливо - задача каждого из нас и особенно - тех, кто оказался перед трудным сплетением жизненных проблем.
Еще одним доказательством недопустимости самоубийства как попытки разрешения тяжелой жизненной ситуации являются свидетельства ясновидящих. Многие ясновидящие могут определить, жив человек или нет по его фотографии. Но в случае самоубийства ясновидящие утверждают, что "не видят" человека ни среди живых, ни среди мертвых. Насколько мучительно такое состояние, свидетельствуют люди, испытавшие клиническую смерть в результате неудачной попытки самоубийства и возвращенные к жизни. Оказывается, даже столь кратковременная возможность заглянуть в мир иной, которая предоставляется сознанию человека во время клинической смерти, уже может дать много знаний о потустороннем бытии. И об этом убедительно свидетельствуют современные исследования смерти и посмертного бытия сознания, проведенные доктором Р.Моуди из США. Во время клинической смерти люди испытывают мучительное состояние Один из пациентов доктора Моуди, оказавшийся в коматозном состоянии в результате попытки самоубийства, рассказывал: "Когда я был там, то почувствовал, что две вещи совершенно запретны для меня: убить себя или убить другого человека. Если совершу самоубийство, я брошу Богу в лицо его дар. Убив кого-нибудь, нарушу заповедь Бога". Еще одним доказательством недопустимости самоубийства как попытки разрешения тяжелой жизненной ситуации являются свидетельства ясновидящих. Многие ясновидящие могут определить, жив человек или нет по его фотографии. Но в случае самоубийства ясновидящие утверждают, что "не видят" человека ни среди живых, ни среди мертвых. Насколько мучительно такое состояние, свидетельствуют люди, испытавшие клиническую смерть в результате неудачной попытки самоубийства и возвращенные к жизни. Оказывается, даже столь кратковременная возможность заглянуть в мир иной, которая предоставляется сознанию человека во время клинической смерти, уже может дать много знаний о потустороннем бытии. И об этом убедительно свидетельствуют современные исследования смерти и посмертного бытия сознания, проведенные доктором Р.Моуди из США. Во время клинической смерти люди испытывают мучительное состояние Один из пациентов доктора Моуди, оказавшийся в коматозном состоянии в результате попытки самоубийства, рассказывал: "Когда я был там, то почувствовал, что две вещи совершенно запретны для меня: убить себя или убить другого человека. Если совершу самоубийство, я брошу Богу в лицо его дар. Убив кого-нибудь, нарушу заповедь Бога".
Ничего уже не объяснить... Ничего уже не объяснить, Что случилось - мы не знаем сами... И еще пытаемся любить За зиму остывшими сердцами. Только вечер призрачен и тих, Сладко пахнет морем и цветами, Ты еще коснешься губ моих, Но уже холодными губами... Я еще ладонь твою сожму, Но сердца уже спокойно бьются, Не осознавая, почему Так нелепо люди расстаются...
Не грусти потому, что это закончилось. Улыбнись, потому что это было!
Убивали любовь. Убивали в четыре руки. Били с разных сторон, состязаясь в сноровке и силе. Им кричала любовь: "Ах, какие же вы дураки!" Но они ей в ответ за ударом удар наносили. И однажды любовь умерла. Ей бы их обмануть, притвориться убитой и только! Но любовь, как любовь, Притворятся и лгать не могла. Да и им поначалу не жаль ее было нисколько. Убивали любовь. Убивали в четыре руки. Били с разных сторон, состязаясь в сноровке и силе. И тайком друг от друга, Всё те же четыре руки Поливали цветы у любви на могиле... Убивали любовь. Убивали в четыре руки. Били с разных сторон, состязаясь в сноровке и силе. Им кричала любовь: "Ах, какие же вы дураки!" Но они ей в ответ за ударом удар наносили. И однажды любовь умерла. Ей бы их обмануть, притвориться убитой и только! Но любовь, как любовь, Притворятся и лгать не могла. Да и им поначалу не жаль ее было нисколько. Убивали любовь. Убивали в четыре руки. Били с разных сторон, состязаясь в сноровке и силе. И тайком друг от друга, Всё те же четыре руки Поливали цветы у любви на могиле...
Я - Женщина, и, значит, я - Актриса, Во мне сто лиц и тысяча ролей. Я - Женщина, и, значит, я - Царица, Возлюбленная всех земных царей. Я - Женщина, и, значит, я рабыня, Познавшая солёный вкус обид. Я - Женщина, и, значит, я - Пустыня, Которая тебя испепелит. Я - Женщина. Сильна я поневоле. Но знаешь, даже если жизнь - борьба, Я - Женщина, я слабая до боли. Я - Женщина, и, значит, я - Судьба. Я - Женщина. Я просто вспышка страсти, Но мой удел - терпение и труд. Я - Женщина. Я то большое счастье, Которое совсем не берегут. Я - Женщина. И этим я опасна. Огонь и лёд навек во мне одной. Я - Женщина, и, значит, я - Прекрасна С младенчества до старости седой. Я - Женщина, и в мире все дороги Ведут ко мне, а не в какой-то Рим. Я - Женщина, я избранная Богом, Хотя уже наказанная им... Я - Женщина, и, значит, я - Актриса, Во мне сто лиц и тысяча ролей. Я - Женщина, и, значит, я - Царица, Возлюбленная всех земных царей. Я - Женщина, и, значит, я рабыня, Познавшая солёный вкус обид. Я - Женщина, и, значит, я - Пустыня, Которая тебя испепелит. Я - Женщина. Сильна я поневоле. Но знаешь, даже если жизнь - борьба, Я - Женщина, я слабая до боли. Я - Женщина, и, значит, я - Судьба. Я - Женщина. Я просто вспышка страсти, Но мой удел - терпение и труд. Я - Женщина. Я то большое счастье, Которое совсем не берегут. Я - Женщина. И этим я опасна. Огонь и лёд навек во мне одной. Я - Женщина, и, значит, я - Прекрасна С младенчества до старости седой. Я - Женщина, и в мире все дороги Ведут ко мне, а не в какой-то Рим. Я - Женщина, я избранная Богом, Хотя уже наказанная им... И. Анненский И. Анненский