1 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 1018 Слова-паразиты в речи Авторы проекта: ученицы 6 «Б» класса ГБОУ СОШ 1018 ЗАО г. Москвы Колоска Марина и Эксанова Александра Руководитель: учитель русского языка и литературы Неретина Ирина Моисеевна Москва, уч.г.
2 Культура речи – раздел языкознания, изучающий правильность и чистоту речи
Мы нынче как бы все глупеем - Все стали как бы забывать, Что как бы даже не умеем Без «как бы» пару слов связать. Добро бы было как бы в дело, Пусть даже как бы наугад. А то ведь как бы неумело И чаще как бы невпопад. Ю. Важдаев 3
4 Цель проекта Изучение проблемы засорённости речи учащихся 5 « Б » класса словами – паразитами и поиски путей решения данной проблемы. Задачи : выяснить, почему слова называются « паразитами »; рассмотреть группы слов, относящихся к « паразитам »; провести анкетирование среди учащихся 5 « Б » класса ; проанализировать, насколько речь наших одноклассников соответствует нормам литературного языка ; определить, какие мероприятия помогут повысить культуру речи ; выпустить буклет - памятку « Рекомендации школьникам. Способы избавления от слов - паразитов ».
5 Объект исследования : речь учащихся 5 « Б » класса ГБОУ СОШ слова-паразиты, используемые учениками в устной речи. Предмет исследования : Гипотеза : большинство подростков употребляют слова-паразиты потому, что не замечают их в своей речи или не придают значения проблеме засорённости языка.
6 Методы исследования : изучение литературы по теме, наблюдение, сравнение, обобщение, устный опрос, анкетирование, оформление результатов.
7 Слова-паразиты В лингвистической литературе есть целый ряд терминов, определяющих слова- паразиты: «вредные слова», «незнаменательная лексика», «лишние слова» (О. Б. Сиротина), «вставные элементы» (Т.А.Ладыженская), «слова-заменители» (Е.А.Земская), «упаковочный материал» (Л.В.Щерба). Самое распространённое определение слов-паразитов, данное филологами: слова и звуки, засоряющие устную речь. Враги чистоты речи
«Такскать» (так сказать) «Это» «А именно» «Например» «Это самое» «В принципе» «Типа» «Вот» «Понимаешь» «Короче говоря» «В натуре» «Блин» «В общем-то» 8
9 повышение эмоциональности речи, взволнованность ; снятие психологического напряжения ( эмоциональная разрядка ); демонстрация пренебрежительного отношения к системе запретов ; демонстрация принадлежности говорящего к « своим »; недостаточный словарный запас ( говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово ); намеренное заполнение паузы между словами или выражениями ; быстрая, неподготовленная, спонтанная речь ; мода на некоторые слова. Причины возникновения слов – паразитов :
10 Слова – паразиты как часть речи ГруппаСлова – паразиты 1 Частицы ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы 2 Вводные единицы вообще, в общем - то, в принципе, допустим, значит, короче, например, так сказать, стало быть, понимаешь, собственно говоря, слушай, конечно, наверное, вероятно, кажется 3 Местоимения, местоименные наречия это, это самое, как его, там 4 Переход из одной части речи в другую блин, черт Классификация слов - паразитов
Например, автор повести «Таня Гроттер» Дмитрий Емец вложил в уста своего героя Баб-Ягуна фразу, повторяемую каждый раз в затруднительных случаях: «Ох, мамочка моя, бабуся!» Эта фраза звучит как некий призыв о помощи, но при этом выглядит смешно. Фраза также позволяет понять характер персонажа. Баб-Ягун - это комический герой повести, неунывающий, умеющий превратить серьёзное и страшное в весёлое. 11
Анкетирование учащихся 5 « Б » класса с целью выяснения осведомлённости о словах - паразитах 12
На диаграмме видно, что по 24% учеников узнали о словах - паразитах из дома и школы, 20% из телевизора и 12% из интернета 13
Диаграмма иллюстрирует внимание учащихся к своей речи 14
Никто из респондентов не назвал других причин употребления слов - паразитов, кроме перечисленных 15
26% респондентов не задумывались о роли слов - паразитов 16
69% не прилагают никаких усилий, чтобы следить за чистотой речи 17
Анкетирование учащихся 5 « Б » класса с целью выявления употребления слов - паразитов по гендерному признаку 18
Мальчики не спешат признаваться в употреблении слов - паразитов 19
Анализ полученных результатов 20 Таким образом, подтвердилась наша гипотеза.
Избавляйся от слов-паразитов! 21
22 Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшест- венниками. И.С.Тургенев
23 Давайте говорить грамотно! Давайте беречь наш язык!