Суть и основные задачи реализации концепции профильного обучения в старшей школе А.А. Пинский Рамочный доклад
Профильное обучение: педагогическая сущность Индивидуализация и выборИндивидуализация и выбор Жизненная (прагматическая) направленностьЖизненная (прагматическая) направленность Массовость (ср. с 5-6% лицеев и гимназий)Массовость (ср. с 5-6% лицеев и гимназий)
Предпрофильная подготовка (9 кл.): подготовка к выбору Объем - от 100 часовОбъем - от 100 часов Курсы по выбору (~ 2/3 времени)Курсы по выбору (~ 2/3 времени) Информ. работа, профильная ориентацияИнформ. работа, профильная ориентация Портфолио (за основную школу)Портфолио (за основную школу) Новые формы итоговой аттестации и комплектования 10-х классовНовые формы итоговой аттестации и комплектования 10-х классов Реструктуризация местных образоват. сетейРеструктуризация местных образоват. сетей
Чем НЕ ЯВЛЯЕТСЯ профильное обучение Профессиональным (производственным) обучениемПрофессиональным (производственным) обучением Мотивом закрытия лицеев и гимназийМотивом закрытия лицеев и гимназий Элитным образованием для 5-10% детейЭлитным образованием для 5-10% детей Полным заменителем универсального (непрофильного) обученияПолным заменителем универсального (непрофильного) обучения
Основные этапы С сент Эксперимент 9 кл. (предпрофиль)Эксперимент 10 кл. Эксперимент 11 кл Начало массового перехода, 9 кл. Начало массового перехода, 10 кл.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 9 июня 2003 г проведение в 2003/04, 2004/05 и 2005/06 учебных годах эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования (далее именуется – эксперимент), для создания системы специализированной подготовки (профильного обучения) учащихся в старших классах общеобразовательной школы, апробации нового содержания и форм организации учебного процесса с учетом потребностей рынка труда и обеспечения сознательного выбора учащимися будущей профессии.
Новый федеральный БУП (10-11 кл.) -3-ступенчатая структура (Баз.-Проф.-Элект.) -Новый формат БУПа («от недели – к году») -Качественно новая степень вариативности -Расширение примерных профилей -Работа по индивидуальным учебным планам
Двухуровневый стандарт + Учебные предметы на базовом уровнеУчебные предметы на базовом уровне Учебные предметы на профильном уровнеУчебные предметы на профильном уровне_ Проблемы стандарта: -Перегруженность базового и профильного уровней (в т.ч. раздутость фед. компонента) -Формально-знаниевый подход
Основные требуемые нововведения 1.Организация обучения (ИУП, гибкое формирование классов, учебных групп, обеспечение возможности смены профиля, элективные курсы 2.Сетевая организация обучения 3.Новые образовательные технологии (ИКТ, дистант, проектный метод, исследования и др.) 4.Новое методическое обеспечение (учебники) 5.Портфолио ( аспект поступления в вузы) 6.Новые элементы экономики старшей школы (оплата доп. деления классов на группы, платные услуги в системе профильного обучения, модели стимулирующих надбавок, новая система оплаты труда (?) и профильное обучение) 7.Массовое повышение квалификации 8.Новое пед. образование
Основные открытые проблемы Профильное обучение и ЕГЭПрофильное обучение и ЕГЭ Стандарт 2-го поколения (+ учебники)Стандарт 2-го поколения (+ учебники) Сетевое обучение (в т.ч. в ЗФМШ, спорт. и муз. школах, в учреждениях СПО- ВПО)Сетевое обучение (в т.ч. в ЗФМШ, спорт. и муз. школах, в учреждениях СПО- ВПО) Система оплаты труда педагоговСистема оплаты труда педагогов