Символизм литературно – художественное направление конца XIX - начала XX века. Первое и самое значительное из модернистских течений в России.
Смысл названия - от греч. symbolon – условный знак, образ, выражающий смысл какого-либо явления в предметной форме
Символ ( от греч.symbolon – условный знак, примета) Символ ( от греч.symbolon – условный знак, примета) художественный образ, имеющий иносказательный смысл многозначный однозначный символаллегория
Средства создания символа метафора метафора метафорический эпитет метафорический эпитет аллегория аллегория оксюморон оксюморон перифраза перифраза
Роль символа в художественном тексте: символ – языковое средство выражения художественной мысли, которое приглашает читателя к размышлению, символический образ позволяет читателю вступать с поэтическим текстом в диалог и погружаться в его смысл всё глубже и глубже, символический образ вызывает у разных читателей разные ассоциации, зависящие от их жизненного опыта, в символе открываются всё новые смыслы, образ становится как бы «прозрачным», не утрачивая своей конкретности.
Истоки русского символизма - французская поэзия ых годов XIX века: Ш Шарль Бодлер П Поль Верлен А Артюр Рембо С Стефан Малларме философия конца XIX - начала XX века: оловьев В. Н Ницше Ф. Ш Шопенгауэр А.
Манифесты русских символистов «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» Д.С. МережковскийВ.Я. Брюсов «Юному поэту» «Сонет к форме»
Основные идеи символизма: о окружающий человека мир безобразен и недостоин внимания поэта, потому что это «зловонная яма», искусство – земное подобие божественного, прозревающее миры иные сквозь мнимую иллюзорную действительность, п поэт – сверхчеловек, который должен постичь метафизическую сущность мира, расшифровать её и превратить в пророчество, с сущность творчества – искание символа.
Зинаида Гиппиус Александр Блок Александр Блок
Константин Бальмонт Андрей Белый
Вячеслав Иванов Мира Лохвицкая
Иннокентий Анненский Вячеслав Иванов
Максимилиан Волошин Фёдор Соллогуб
«Символизм – энергичное литературное движение, которое подобно реке влилось в море русской литературы, успев образовать могучую дельту, пронизанную сетью многочисленных протоков...» А. Пайман
Старшие символисты (декаденты) Отгородиться от реальности, уйдя в мир мечты и фантазии. Искусство для искусства. Поэт – гений, мастер (эгоцентризм). Религиозно-мистическое содержание. Ощущение кризиса и безысходности бытия Младшие символисты (младосимволисты) Искусство должно спасти мир. Вера в пересоздание мира и человека на основе приобщения к религии через искусство. Изменить реальность при помощи искусства. Поэт – пророк, призванный в мир спасти человека. Религиозно-нравственное содержание.
Общие идеи: р романтическое двоемирие, и искусство – земное подобие божественного, к культ поэтического Я, п пристальное внимание к миру человеческой души, о обилие символов.