Психический процесс Воображение
Определение – это преобразование представлений и формирование на их основе образов, реализация которых приводит к созданию новых материальных и духовных ценностей; – это создание образов существующих объектов, но не встречавшихся в личном опыте человека. – это познавательный процесс создания но- вых образов (представлений), предметов и явлений на основе переработки мыслительной реконструкции предста- влений, оставшихся у человека от прошлого опыта.
Физиология воображения: Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. Процесс воображения представляет собой совместную работу обеих сигнальных систем. Воображение является функцией коры больших полушарий головного мозга, но физиологические механизмы воображения расположены не только в коре, но и более глубоко залегающих отделах мозга: гипоталамо-лимбическая система (гипоталамус в его связях с древней корой и подкорковыми областями, образующими лимб, или границу, вокруг передней части ствола мозга у входа в полушарии головного мозга).
Мысленное усиление образов Вычленение образа предмета Перенос на другие объекты Изменение величины объекта Мысленное ослабление образов Соединение частей объектов Создание новых образов на основе обобщения Конструирование предмета, явления ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВООБРАЖЕНИЯ составляют остаточные формы процессов Возбуждения и торможения Иррадиации и концентрации Положительной и отрицательной индукции Анализа и синтеза ВозникаютСознательноБессознательно
ВИДЫВООБРАЖЕНИЯ ПО СТЕПЕНИ ВОЛЕВЫХ УСИЛИЙ преднамеренноенепреднамеренное ПО СТЕПЕНИ АКТИВНОСТИ активноепассивное ГРЁЗЫ ВООССОЗДАЮЩЕЕ ТВОРЧЕСКОЕ МЕЧТА СОН ДРЕМОТНОЕ СОСТОЯНИЕ
Виды воображения 1.А ктивное воображение - воображение, комбинирующее и преобразующее прежние образы и представления в новые образы и представления. 2.П ассивное воображение - более или менее отчетливое воспроизведение в памяти или в сновидениях образов прошлого.
Формы воображения агглютинация соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов; агглютинация соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов; гиперболизация увеличение или уменьшение объекта и его частей; гиперболизация увеличение или уменьшение объекта и его частей; схематизация сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними; схематизация сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними; заострение подчеркивание каких-либо признаков объекта; заострение подчеркивание каких-либо признаков объекта; типизация выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе. типизация выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе.
Механизмы работы воображения Ф. Лёзер. Изменение отношений ранее уже известных элементов (Паровая машина: вода и поршень) Изменение отношений ранее уже известных элементов (Паровая машина: вода и поршень) Комбинирование элементов (Сфинкс) Комбинирование элементов (Сфинкс) Изменение величин элементов (Великан) Изменение величин элементов (Великан) Экстраполирование (Эл.частица - шарик) Экстраполирование (Эл.частица - шарик) Создание методом от противного (Неевклидова геометрия) Создание методом от противного (Неевклидова геометрия) Идеализация, или упрощение (Абсолютно черное тело) Идеализация, или упрощение (Абсолютно черное тело) Символизация (Модель Солнечной системы) Символизация (Модель Солнечной системы) Типизация, или отнесение к классу (Страус – птица) Типизация, или отнесение к классу (Страус – птица) Транспозиция (Говорящее животное из сказки) Транспозиция (Говорящее животное из сказки)
Примеры творческого воображения в детском рисунке
Примеры творческого и воссоздающего воображения Веласкес. Граф Ольварес на коне Алина, 7 лет Лошадка
СТИГМАТЫ Почти 750 лет на некоторых христианах появляются стигматы (греч. укол, рана) - знаки пыток и страданий Христа. Они бывают разные: могут иметь вид кровавых ран на ладонях и ступнях - словно в них забивали гвозди; или уколов или царапин на лбу, словно на голове был терновый венец. Также встречаются раны в виде кровавых полос на спине, похожие на следы от ударов кнута. Почти 750 лет на некоторых христианах появляются стигматы (греч. укол, рана) - знаки пыток и страданий Христа. Они бывают разные: могут иметь вид кровавых ран на ладонях и ступнях - словно в них забивали гвозди; или уколов или царапин на лбу, словно на голове был терновый венец. Также встречаются раны в виде кровавых полос на спине, похожие на следы от ударов кнута.
Церковь признает, что стигматы могут появляться на людях и иметь чудесную или необъяснимую природу, однако в большинстве случаев, по мнению церковных экспертов, источник появления стигматов следует искать психиатрам: многие носители стигматов обладают выраженными признаками истерии. В ряде случаев у стигматиков отмечалось наличие различных клинических синдромов, склонности к самоистязанию, экстремально низкая самооценка. Некоторые объясняют происхождение своих ран контактом с НЛО, например, итальянец Джорждо Бонджованни связывает происхождение своих стигматов встречей с инопланетянами. Церковь признает, что стигматы могут появляться на людях и иметь чудесную или необъяснимую природу, однако в большинстве случаев, по мнению церковных экспертов, источник появления стигматов следует искать психиатрам: многие носители стигматов обладают выраженными признаками истерии. В ряде случаев у стигматиков отмечалось наличие различных клинических синдромов, склонности к самоистязанию, экстремально низкая самооценка. Некоторые объясняют происхождение своих ран контактом с НЛО, например, итальянец Джорждо Бонджованни связывает происхождение своих стигматов встречей с инопланетянами.
Вывод Воображение - особый процесс человеческой психики, стоящий отдельно от остальных психических процес-сов и занимающий вместе с тем промежуточное поло-жение между восприятием, памятью и мышлением. Специфика этого процесса состоит в том, что вооб-ражение как идеальный процесс рождает идеальное - образ, представляющий собой нечто такое, чего в реальной действительности не существует. Воображение, по - видимому, характерно только для человека, во всяком случае, нет убедительных дока-зательств его наличия у животных.