Чудеса общения Мир, который окружает человека, красив и разнообразен: шелест листвы, шум дождя, крик журавлей… И не только. В этом мире мы не только слышим, видим, но и говорим и пишем. (ответ: мир речи.) Юферева Ирина Николаевна, учитель начальных классов МОУ Нечкинская СОШ Сарапульский район УР
Какая бывает речь? Устная Письменная Чем отличается устная речь от письменной? говорим и слышим видим и пишем
Что мы знаем о речи? (работа с кластером) Нужна для общения Устная речь появилась и передачи информации раньше письменной Информацию передавали из С появление письменности уст в уста (мифы, УНТ) появилась художественная РЕЧЬ литература Источники информации: книги, газеты, Состоит из предложений, журналы, телевизор, компьютер… предложения из словосочетаний, словосочетания из слов, слова из слогов, слоги из букв, буквы из Связные между собой предложения звуков… составляют текст: описания, рассуждения, повествования
Какой вывод можно сделать из полученного? чем быстрее развивается общество, тем совершеннее становятся средства информации
В чём плюсы и минусы современных средств информации? (обсуждения в группах) 1 группа 2 группа Положительные Отрицательные 1. Доступность 1. Меньше стали читать 2. Скорость 2. Нарушение зрения 3. Достоверность 3. Меньше стали 4. Выбор информации писать письма 4. Меньше стали ходить в гости, общаться с родными. 5. Одиночество.
Какой вывод можно сделать? живое общение с родными и близкими, доброе слово при встрече и расставании не могут заменить современные средства: телефон, компьютер, Интернет…
- Что делать в случае, если нет телефона, Интернета? (Можно приехать или написать письмо.) - Вы умеете писать письма? - Вы знаете, что в этом году исполняется 34 года празднику Неделя письма. Этот праздник был утвержден в 1975 году. Это праздник не только почтальонов, но и всех тех, кто любит получать и писать письма сам. Он проходит в октябре каждого года. - Сможем ли мы принять участие в этом конкурсе? - Что для этого нужно сделать? (нужно научиться писать письма)
Что такое письмо? - Есть ли в вашей семье письма и кому они предназначены? - Как хранятся письма в вашей семье? - Кто обычно пишет письма в семье и для кого? - Кто приносит письма? - Как вы узнаёте, что Вам пришло письмо? - Как вы знаёте, что это письмо?
Цель исследования: доказать, что письмо как эпистолярный жанр, учит нас не только логично излагать свои мысли, но и является способом общения между людьми. Объектом исследования является процесс изучения истории письма. Предметом исследования является письмо как эпистолярный жанр, как средство общения.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи: - изучить литературу по данной теме и ответить на вопросы: - что такое письмо?; - почему говорят «распечатать письмо»; - кто такой адресат и отправитель; - какие существуют правила этикета при переписке?; - какие существуют правила написания письма; - какие требования предъявляются к тому, кто будет писать письмо; - какие пословицы о письме есть в устном народном творчестве?; - что делается для того, чтобы возродить эпистолярный жанр? - самостоятельно написать письмо другу; - провести опрос населения (анкетирование).
Что вы знаете о ручке и чернилах? - чем раньше пользовались при написании писем?; - что такое стиль?; - когда появились гусиные перья и чернила?; - как появилось стальное перо? - как и когда появилась шариковая ручка? - самостоятельно приготовить чернила (опыт); - собрать коллекцию ручек. Цель: Почему на смену гусиному перу пришла шариковая ручка? Задачи: - изучить литературу по данной теме и ответить на вопросы:
Что вы знаете о конвертах? - когда и где появился первый конверт? - кто придумал первый конверт? - о чем расскажет нам конверт? - как правильно подписать конверт? - куда отправляют конверты? - научиться подписывать конверты; - собрать коллекцию конвертов. Цель: для чего нужен конверт? Задачи: - изучить литературу по данной теме и ответить на вопросы:
Для чего нужна почта и почтовые ящики? - когда открылась первая городская почта?; - когда появился первый почтовый ящик?; - существует ли музей Почты в Удмуртии?; - существует ли музей Почты в России?; - кто является хранителем почтовиков? Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи: - изучить литературу по данной теме и ответить на вопросы:
Что вы знаете о почтовых марках? - когда появилась первая почтовая марка в России? - Какие марки были в обращении в годы гражданской войны? - Когда была выпущена первая советская почтовая марка? - Когда в России появились первые коллекции марок? - Где можно прочитать о коллекциях почтовых марок? 2. Собрать коллекцию почтовых марок. Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи: 1.Изучить литературу по данной теме и ответить на вопросы:
Чтобы начать работу над проектами вы должны разделиться на группы Определите какие темы вам наиболее интересны. Распределите обязанности. Приступая к работе, помните -наилучшего результата добиваются группы, работающие бесконфликтно! Оцените результаты работы
Исследовательские группы: 1. «Письмо». 2. «Ручки и чернила». 3. «Конверты». 4. «Марки». 5. «Почта и почтовые ящики»
В каком виде вы хотели бы представить результаты своего труда? Выставка в своём классе Выставка в школе Выставка для родителей Рекламный буклет Презентация К кому обратиться при выполнении проекта? Специалистам – почтовикам. Неспециалистам: родителям, знакомым, учителям. Профессиональной литературе: «Почтовое право. Почтовые правила». Средствам массовой информации: профессиональный журнал «Почтовик», г. «Почтовые вести». Справочной литературе: Толковый словарь Ожегова. Художественной литературе.
План работы в группах: Изучить литературу по конкретным темам. Сравнить первоначальные знания с последующими. Представить результаты работы в виде электронных презентаций. Методы исследования: 1.Анализ полученных материалов. 2.Сравнение полученных данных. 3.Синтез как самостоятельная часть исследования.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ мультимедийных презентаций «_____» _____________ 2009 г. Группа СодержаниеДизайнОрганизацияИтого Отраж ение темы исслед ования Тема раскры та достато чно полно Наличи е вывода Логичн о Эстет ично Читае мо Исполь зование фотогра фий Плани ровани е работы Соблю дение авторс ких прав М ак си м у м ба лл ов Ма кси му м бал лов Ма кс им ум ба лл ов Ма кс им ум ба лл ов Ма кси му м бал лов Ма кси му м бал лов Ма кси му м бал лов Ма кси му м бал лов Ма кси му м бал лов Ма кс им ум ба лл ов 1. «Письмо» «Ручка и чернила» «Конверты» « Марки» «Почта и почтовые ящики»
Анкета для населения. Вопросы: 1. С помощью чего вы общаетесь с родными и близкими вам людьми: телефон; почтовое письмо; SMS; электронное письмо; другое… 2. Как часто вы получаете письма? 1 раз в неделю: 1 раз в месяц; 1 раз в год; никогда… 3. Как часто вы отправляете письма? 1 раз в неделю: 1 раз в месяц; 1 раз в год; Никогда 4. Какие чувства вы испытываете чаще, когда получаете письма? радость; печаль. 5. Храните ли вы старые письма? Да; Нет.
Рекомендуемая литература: 1. Речь. Речь. Речь: Книга для учителей начальных классов по развитию речи учащихся. Под ред. Т. А. Ладыженской. / М.: Педагогика, Т. Д. Нуждина. Энциклопедия для малышей. Чудо – всюду. Мир вещей. / Я.: Академия развития, Диво-90. Чудеса. Рекорды. Достижения. / А/о «Диво», Москва, О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. Самый полный справочник для младших школьников… / АСТ «Астрель. Профиздат.М., Русские народные пословицы и поговорки. Сост. А. М. Жигунов./ Устинов, «Удмуртия», Л. Н. Толстой. Собрание сочинений. В 22 – х томах. Т Письма /Сост. И коммент. О. А. Голиненко./ М.: Худож. лит., Э. Успенский «Каникулы в Простоквашино». 8. Г. Антонова. Учимся писать письма. / ж. Нач. школа, 2005г., 20, с И. В. Зенкин. Почтовое право. Почтовые правила./М.; 2004г. 10. «Почтовые вести». 2007г. 11.Журналы «Почтовик». 2007г.
Желаем успехов!