Нарушения речи собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека.
Основными причинами патологии детской речи являются: * различная внутриутробная патология; * токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др; * родовая травма и асфиксия во время родов; * заболевания в первые годы жизни ребенка.
П рогностические показатели лингвистического развития ребенка: * состояние анатомо-физиологических предпосылок развития речи; * понимание речи в сенсомоторном периоде развития, характер последовательных стадий овладения импрессивной речью; * вокальная продукция, определение возраста и этапов вокализации, репертуар согласных звуков, структура слогов, просодия (ритм и мелодика); * начатки активной речи, способность подражать звукам и словам, коммуникативные типы речевой интонации, появление первых слов и словоподобных комплексов;
* объем словаря и особенности номинации; * ранний детский синтаксис, аккомпанирующая речь; * уровень речевой инициативы, мотивированность ее действием, ситуацией или словом взрослого; * овладение фонемным строем речи последовательное образование и дифференциация фонем по артикуляционным и акустическим признакам, характер фонетических трансформаций; * микросоциальные и педагогические условия формирования речевой деятельности. * микросоциальные и педагогические условия формирования речевой деятельности.
Нарушения устной речи 1. Фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи. 2. Структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, которые называют системными или полиморфными нарушениями речи.
Расстройства фонационного оформления - афония, дисфония – отсутствие или нарушение голоса; - брадилалия - патологически замедленный темп речи; - тахилалия – патологически ускоренный темп речи; - заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата; - дислалия – нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата; - ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо- физиологическими дефектами речевого аппарата; - дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.
Нарушения структурно-семантического оформления высказывания алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга; алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга; афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга
Нарушения письменной речи Дислексия (алексия) – частичное (полное) нарушение процессов чтения. Дислексия (алексия) – частичное (полное) нарушение процессов чтения. Дисграфия (аграфия) – частичное (полное) специфическое нарушение процессов письма. Дисграфия (аграфия) – частичное (полное) специфическое нарушение процессов письма.
Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений I. Нарушение языковых средств общения (компонентов речи): 1. фонетическое недоразвитие; 2. фонетико-фонематическое недоразвитие; 3. общее недоразвитие речи. II. Нарушения в применении языковых средств общения в процессе речевой деятельности (коммуникативный аспект): 1. заикание; 2. проявления речевого негативизма.
Логопедическая помощь в системе образования осуществляется в следующих типах учреждений: * ясли-сад для детей с нарушениями речи, * логопедический детский сад (ДОУ компенсирующего вида), * группы для детей с нарушениями речи при детских садах общего типа (ДОУ комбинированного вида), * дошкольный логопедический пункт, * учебно-воспитательные комплексы (УВК) для детей с нарушениями речи, * школа для детей с нарушениями речи (1-е и 2-е отделения), * логопедические пункты при общеобразовательных школах, * группы для детей с нарушениями речи при детских домах общего типа.
Отчетные документы логопеда на дошкольном логопункте: Журнал первичного обследования и консультаций. Журнал первичного обследования и консультаций. Список детей, зачисленных на занятия. Список детей, зачисленных на занятия. Индивидуальные карты коррекционной работы с детьми. Индивидуальные карты коррекционной работы с детьми. Планы индивидуальных и подгрупповых коррекционно-речевых занятий с детьми. Планы индивидуальных и подгрупповых коррекционно-речевых занятий с детьми. Планы консультативно-методической работы с педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения и родителями. Планы консультативно-методической работы с педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения и родителями.
Логопедические пункты (кабинеты) в общеобразовательной школе (более 10,000 в стране) Основная задача – коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся. Основная задача – коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся. Речевые нарушения включают Общее недоразвитие речи. Сопровождается дислексией, дисграфией и специфическими трудностями в усвоении программы по русскому языку. Общее недоразвитие речи. Сопровождается дислексией, дисграфией и специфическими трудностями в усвоении программы по русскому языку. Фонетико-фонематическое недоразвитие. Наиболее распространенная причина фонематической дислексии. Фонетико-фонематическое недоразвитие. Наиболее распространенная причина фонематической дислексии. Заикание разной степени. Заикание разной степени. Нарушения произношения, обусловленные дефектами артикуляции. Нарушения произношения, обусловленные дефектами артикуляции.
Результативность работы логопедических пунктов при общеобразовательных школах определяется следующими положениями: на логопедических занятиях без отрыва от школьного обучения последовательно осуществляется нормализация различных видов речевой, деятельности; на логопедических занятиях без отрыва от школьного обучения последовательно осуществляется нормализация различных видов речевой, деятельности; методом устного опережения формируется готовность к усвоению языковых закономерностей на уроках русского языка; методом устного опережения формируется готовность к усвоению языковых закономерностей на уроках русского языка; активизируется речемыслительная деятельность и корригируются особенности психического развития, обусловленные речевым нарушением. активизируется речемыслительная деятельность и корригируются особенности психического развития, обусловленные речевым нарушением.
Логопедическая помощь в системе здравоохранения логопедические кабинеты при детских поликлиниках, логопедические кабинеты при детских поликлиниках, «речевые» стационары и полустационары в детских больницах, специализированных центрах медицинских институтов. «речевые» стационары и полустационары в детских больницах, специализированных центрах медицинских институтов.
Направления деятельности логопеда, работающего в детской поликлинике педагогическая (логопедическая) работа по исправлению нарушений речи детей на систематических и консультативных занятиях; педагогическая (логопедическая) работа по исправлению нарушений речи детей на систематических и консультативных занятиях; выявление детей с речевым недоразвитием и направление на ПМПК для последующего устройства в дошкольные и школьные учреждения или речевые стационары разного профиля; выявление детей с речевым недоразвитием и направление на ПМПК для последующего устройства в дошкольные и школьные учреждения или речевые стационары разного профиля; участие в комплектовании логопедических учреждений здравоохранения и образования и оформление на каждого ребенка логопедической характеристики; участие в комплектовании логопедических учреждений здравоохранения и образования и оформление на каждого ребенка логопедической характеристики; профилактическое обследование детей, посещающих дошкольные учреждения; профилактическое обследование детей, посещающих дошкольные учреждения; санитарно-просветительская работа с родителями, педиатрами, воспитателями детских садов. санитарно-просветительская работа с родителями, педиатрами, воспитателями детских садов.
Нормативно правовые документы по коррекционной педагогике 1.1 Коррекционные образовательные учреждения: нормативно-правовые документы. – М.: Сфера, wwww.tc-sfera.ru Тел Адрес: г. Москва, ул. Сельскохозяйственная. д.18, корп. (м. Ботанический сад). 2. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: Сфера, Водоватов Ф.Ф., Бумагина Л.В. Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений: Учебное пособие. – М.: Академия, 2000.
Нормативно правовые документы по коррекционной педагогике 4. Настольная книга логопеда: справ.-метод. пособие / авторы-составители Л.Н. Зуева, Е.Е. Шевцова. – М.: АСТ: Астрель, Адрес: г. Москва, Звездный бульвар, д. 21, 7 эт Издательский дом «1 сентября» публикует нормативно-правовые документы 6. Журнал «Вестник Образования России» 7. Официальный сайт Министерства образования и науки РФ: 8. Российское Образование Федеральный портал:
Программа специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи. Подготовительный, 1 – 5 кл. I отделение. Рекомендовано ГУ общего и среднего образования Министерства просвещения СССР; М: «Просвещение», 1987 г. Разработано ГУ общего и среднего образования Министерства просвещения СССР и Научно- исследовательским институтом дефектологии АПН СССР.
«Обучение и воспитание заикающихся дошкольников». Для специальных дошкольных учреждений. Под редакцией А.И.Павлова. М.: Просвещение, 1983 г. Рекомендовано Управлением по дошкольному воспитанию Министерством просвещения СССР. «Обучение и воспитание заикающихся дошкольников». Для специальных дошкольных учреждений. Под редакцией А.И.Павлова. М.: Просвещение, 1983 г. Рекомендовано Управлением по дошкольному воспитанию Министерством просвещения СССР.
*Программа обучения и воспитания детей с ФФН. (Старшая группа детского сада) Учебный комплект по логопедии Т.Б Филичева, Г.В.Чиркина – М.: МГОПИ, 1993 г. Программа предназначена для воспитателей, логопедов дошкольных групп для детей с ФФН. Предоставленый материал содержит характеристику особенностей речевого развития детей 5- летнего возраста с ФФН,методические приемы их обследования раскрывают вопросы организации и содержания коррекционного обучения по преодолению ФФН у детей. *Программа обучения и воспитания детей с ФФН. ( Старшая группа детского сада). Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, М.: МГОПИ, 1998 г. *Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшей группы), Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, М.: Шк.-пресс, *Программа обучения и воспитания детей с ФФН. (Старшая группа детского сада) Учебный комплект по логопедии Т.Б Филичева, Г.В.Чиркина – М.: МГОПИ, 1993 г. Программа предназначена для воспитателей, логопедов дошкольных групп для детей с ФФН. Предоставленый материал содержит характеристику особенностей речевого развития детей 5- летнего возраста с ФФН,методические приемы их обследования раскрывают вопросы организации и содержания коррекционного обучения по преодолению ФФН у детей. *Программа обучения и воспитания детей с ФФН. ( Старшая группа детского сада). Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, М.: МГОПИ, 1998 г. *Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшей группы), Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, М.: Шк.-пресс, 2002.
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни.- М.: Изд.-во АПН РСФСР, с. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада.– М.: МГЗПИ, 1991.– 188 с. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.- М.: Айрис-дидактика, 2004, 2005 г.г. (не утверждена, но включает утвержденные ранее программы + программу по средней группе)
Общее недоразвитие речи - это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом.
Характерные признаки задержки психического развития ограниченный, не соответствующий возрасту запас знаний и представлений об окружающем ограниченный, не соответствующий возрасту запас знаний и представлений об окружающем низкий уровень познавательной активности низкий уровень познавательной активности недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения более низкая работоспособность по сравнению с нормально развивающимися детьми того же возраста к приему и переработке информации. более низкая работоспособность по сравнению с нормально развивающимися детьми того же возраста к приему и переработке информации.
Наиболее типичные ошибки грамматического оформления речи детей с нарушением слуха нарушения синтаксических связей согласования и управления («ответил мальчика» - ответил мальчику; «бабочка с точке на крылышке» - бабочка с точкой на крылышке); нарушения синтаксических связей согласования и управления («ответил мальчика» - ответил мальчику; «бабочка с точке на крылышке» - бабочка с точкой на крылышке); замена, пропуск и включение лишних предлогов («снял от себя» - снял с себя, «лезет дерево» - лезет на дерево, «из школы в домой» - из школы домой); замена, пропуск и включение лишних предлогов («снял от себя» - снял с себя, «лезет дерево» - лезет на дерево, «из школы в домой» - из школы домой); неточное употребление родовых и падежных окончаний («глаза жёлтый» - глаза жёлтые); неточное употребление родовых и падежных окончаний («глаза жёлтый» - глаза жёлтые); неверное изменение типа склонения («запряженные лошадём» - запряженные лошадьми); неверное изменение типа склонения («запряженные лошадём» - запряженные лошадьми); неправильное употребление частей речи или их форм («Мы разучили стихи, песни, танцевать» - Мы разучили стихи, песни, танцы); неправильное употребление частей речи или их форм («Мы разучили стихи, песни, танцевать» - Мы разучили стихи, песни, танцы); пропуск членов предложения. пропуск членов предложения.
Характерные ошибки звукопроизношения у детей с нарушением слуха смешения звуков (звонких-глухих, твердых-мягких, свистящих-шипящих, аффрикат с составляющими: т-с-ш, свиятящих с,з - с согласными т,д); смешения звуков (звонких-глухих, твердых-мягких, свистящих-шипящих, аффрикат с составляющими: т-с-ш, свиятящих с,з - с согласными т,д); пропуск звуков при стечении нескольких согласных; пропуск звуков при стечении нескольких согласных; перестановка и включение отдельных звуков; перестановка и включение отдельных звуков; пропуск безударных частей слова. пропуск безударных частей слова.
Особенности поведения при аутизме стремление уйти от общения; стремление уйти от общения; ограничение контактов даже с близкими людьми; ограничение контактов даже с близкими людьми; неспособность играть с другими детьми; неспособность играть с другими детьми; отсутствие активного живого интереса к окружающему миру; отсутствие активного живого интереса к окружающему миру; стереотипность в поведении; стереотипность в поведении; страхи; страхи; агрессия. агрессия.
Мероприятия по первичной профилактике речевых нарушений 1. Меры по предупреждению анте- и перинатальной патологии плода и новорожденного: охрана здоровья будущих матерей и беременных, охрана здоровья будущих матерей и беременных, оптимальная организация наблюдения за беременными и профилактика осложнений беременности; оптимальная организация наблюдения за беременными и профилактика осложнений беременности; предупреждение родового травматизма; предупреждение родового травматизма; инфицирования плода и новорожденного инфицирования плода и новорожденного и т. п. 2. Меры по снижению соматической и инфекционной заболеваемости детей в первые годы жизни.
3. Ранняя диагностика и своевременное лечение перинатальной церебральной патологии. 4. Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи у детей. 5. При наличии билингвизма у ребенка необходим выбор адекватных методов обучения грамоте. 6. Осуществлять работу с неблагополучными семьями и семьями детей, не посещающих детский сад.
Вторичная профилактика речевых нарушений Для предупреждения нарушений чтения рекомендуется: 1. Формировать функциональный базис навыков чтения. 1. Формировать функциональный базис навыков чтения. 2. Обучать чтению с опережением. 2. Обучать чтению с опережением. Для предупреждения нарушений письма рекомендуется: 1. Своевременное выявление группы риска. 1. Своевременное выявление группы риска. 2. Исправление фонетико-фонематических нарушений. 2. Исправление фонетико-фонематических нарушений. 3. Формирование функционального базиса письма. 3. Формирование функционального базиса письма. 4. Дети из группы риска нуждаются в индивидуализации темпов и методов обучения письму. 4. Дети из группы риска нуждаются в индивидуализации темпов и методов обучения письму.