ПРИЛОЖЕНИЯ к Методическим рекомендациям по написанию образовательных программ дополнительного образования детей
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Дополнительная информация, которую нужно отразить в Пояснительной записке: авторство; уровень освоение программы.
Классификация программ по степени авторства: Типовые. Примером являются программы Министерства образования РФ. Модифицированные, адаптированные, скорректированные, предполагают изменения в отборе тем, порядке их изучения, изменения в распределении часов, в объеме материала по темам и др. В модифицированных программах необходимо указать программу, взятую за основу для работы. Экспериментальные, предполагают отработку новых педагогических технологий, методик; содержат план экспериментальной работы по реализации программы и способы отслеживания; имеют научного руководителя. План реализации экспериментальных программ заслушивается и принимается методическим советом. Авторские, программы, которые создаются педагогом по его собственному замыслу с учетом его опыта, наработанных методик, видения проблемы и путей ее решения. В Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей» сказано: «Педагогические работники могут разрабатывать авторские программы, утверждаемые методическим советом учреждения». Авторская программа должна иметь 70% новизны в своем содержании. Авторство на авторскую программу закрепляется дипломами конкурса авторских программам
Классификация программ по уровню освоения* Общекультурный – уровень предполагает удовлетворение познавательного интереса обучающегося, расширение информированности в данной образовательной области, обогащение навыками общения и умений совместной деятельности при реализации программы. Углубленный – уровень предполагает развитие компетентности обучающихся в данной образовательной области, формирование навыков на уровне практического применения. Профессионально-ориентированный – уровень предусматривает достижение повышенного уровня образованности обучающихся в данной образовательной области, умение видеть проблемы, формулировать задачи, искать средства их решения. *В требованиях 2006 г. этот пункт не указан, однако при разработке авторских программ он необходим.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновления содержания образования будут положены «ключевые компетентности». Ключевые компетентности – это наличие знаний, опыта, необходимых для успешности и эффективной деятельности в заданной предметной или социальной области. При оформлении дополнительных образовательных программ, спроектированных в контексте компетентностного подхода, необходимо «сквозное» проведение его через все разделы дополнительных образовательных программ – от соответствующих формулировок на уровне цели и задач, до содержания и ожидаемых результатов. Акцент на формирование ключевых компетентностей предлагается как вариант формулирования цели, задач и ожидаемых результатов ОП в едином контексте. Один из главных инструментов оценки компетентности – задача, сформулированная как проблемная ситуация, решение которой требует проявления субъектом в деятельности определенных личностных и деловых качеств.
НАПРИМЕР. При постановке задач, направленных на формирование компетентностей возможно ориентироваться на следующий перечень (А.П. Тряпицина): компетентность «быть» - способность обучающегося организовать собственное профессионально личностное развитие; компетентность «знать» - способность учиться и формировать необходимый арсенал знаний; компетентность «уметь» - способность использовать необходимые умения, навыки, опыт в практической деятельности; компетентность «жить вместе» - способность взаимодействовать в детском коллективе и в социуме для достижения образовательного результата.
Основополагающими критериями эффективности реализации образовательных программ с точки зрения компетентностного подхода являются: степень сформированности компетентности (как ключевых, так и специальных), что рассматривается как способность решения учащимися определенного круга задач и проблем; динамика достижений обучающегося в овладении ключевыми компетентностями. Наглядное выражение этих качеств может быть зафиксировано и оценено (Л.С.Илюшин, 2004): в выполняемых действиях; в осуществляемых операциях; в совершаемых поступках и формах поведения; в формулируемых суждениях и оценках; в принимаемых и аргументируемых решениях в ситуациях выбора; в ситуациях взаимодействия и диалога.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Образовательная программа дополнительного образования детей кроме монопрофильной, может быть интегрированной или комплексной. «Интеграция» - восстановление целостности, воплощение чего-то недостающего, процесс сближения и взаимосвязи. Интеграция это создание единого педагогического коллектива и единого образовательного пространства на базе двух и более образовательных программ, при сохранении их уникальности и равенстве, в целях гармонизации педагогического воздействия на обучающихся (А.С. Макаренко).
Под интегрированной программой понимают программу совместной деятельности кого-либо. Главное – это стремление к созданию единого пространства деятельности для детей и педагогов, поиск пересечения интересов. Степень интеграции и принцип интеграции могут различаться. По субъектам деятельности можно выделить 3 вида интегрированных программ: совместной деятельности педагогов; совместной деятельности детей (программы детской деятельности); совместной деятельности детей и педагогов.
По сущностным признакам можно выделить 4 группы программ. По масштабу деятельности: Внешнего сотрудничества Внутреннего сотрудничества По целям и задачам: Одноцелевая Многогцелевая По содержанию: Однонаправленная Комплексная По системообразующему фактору: Учебно-предметной ориентации Проблемно-тематические (сквозные)
Пакет документов по интегрированной образовательной программе, состоит из двух основных компонентов структуры: Пояснительной записки ИП или плана совместной деятельности в рамках заявленной интеграции. Комплекта дополнительных образовательных программ, входящих в ИП функциональной основы, которую образуют взаимосвязанные и взаимозависимые образовательные программы по конкретным дисциплинам, написанные по стандартным для дополнительных образовательных программ требованиям.
Комплексная программа (КП) - это совокупность самостоятельных образовательных программ по учебным дисциплинам, объединенных по определенному принципу, и направленных на решение общих цели и задач через 2-х и много-профильное обучение (например, музыкально-хоровая студия, дошкольный образовательный комплекс и др.). В таких детских объединениях занятия по каждому предмету ведут, как правило, разные педагоги. В КП ставятся такие цель и задачи, решение которых невозможно без разнопредметного обучения. В КП решаются цель и задачи более высокого порядка, чем в монопрофильных дополнительных образовательных программах. КП отвечает на образовательные потребности детей, направлена на их самореализацию, гармоничное развитие или адаптацию в социальной среде и др.
Пакет документов по комплексной образовательной программе, состоит из трех основных компонентов структуры: Пояснительная записка КП, отвечает на все указанные вопросы, описывает концептуальную модель, по которой происходит объединение дополнительных образовательных программ в единый комплекс, формулируем надпредметную цель и задачи КП, выделяет элементы, которые подлежат наблюдению и оценке, описывает специфику образовательных маршрутов обучающихся со всеми возможными вариантами или примерами вариантов с комментариями. Структура пояснительной записки КП аналогична структуре пояснительной записки дополнительной образовательной программы, описанной выше. Дополнительно в пояснительной записке к КП могут прописываться летние формы работы с обучающимися, характеристика образовательной среды, необходимой для реализации программы, социальные связи, как составляющие среды, требуемое материально-техническое и каровое обеспечение и др. компоненты среды.
Учебного плана (планов) комплексной образовательной программы (см. раздел УТП). Комплекта дополнительных образовательных программ, входящих в КП - функциональной основы, которую образуют взаимосвязанные и взаимозависимые образовательные программы по конкретным дисциплинам, написанные по стандартным для образовательных программ требованиям. Цель и задачи всей КП должны быть согласованы с целью и задачами в пояснительных записках к образовательным программам по каждому предмету, повторять или дополнять друг друга, выстраивая стратегические шаги, направленные на решение общей цели.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Направленности дополнительного образования. Художественно-эстетическая – направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к восприятию великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира; Военно-патриотическая - направлена на формирование патриотического сознания, социальной активности, гражданской ответственности, преданного служения своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, укрепление силы духа, стойкости характера, подготовка к жизни в экстремальных условиях. Составной частью патриотического воспитания является военно- патриотическое воспитание граждан в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
Научно-техническая – направлена на формирование научного мировоззрения, освоение методов научного познания мира, развитие исследовательских, прикладных, конструкторских способностей обучающихся, с наклонностями в области точных наук и технического творчества (сфера деятельности - человек-машина); Физкультурно-спортивная – направлена на укрепление здоровья, формирования навыков здорового образа жизни и спортивного мастерства, морально-волевых качеств и системы ценностей с приоритетом жизни и здоровья; Эколого-биологическая - направлена на формирование системного подхода в восприятии мира, представлений о взаимосвязи и взаимозависимости живого и неживого, экологическое воспитание и просвещение, в области «устойчивого развития», развитие навыков изучения (юные исследователи природы) и сохранения живой природы, рационального природопользования (сфера деятельности - человек-природа);
Естественнонаучная - направлена на формирование научного мировоззрения, научного мышления, освоение методов научного познания мира и развитие исследовательских способностей обучающихся, с наклонностями в области естественных наук (сфера деятельности - человек-природа или окружающий мир), реализует потребность человека в классификации и упорядочивании объектов окружающего мира через логические операции; Социально-педагогическая – направлена на социальную адаптацию, повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными социальными институтами, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, устройстве общества, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности, расширения «социальной практики», воспитание социальной компетентности (сфера деятельности - человек – общество, человек - человек), формирование педагогических навыков.
Культурологическая – направлена на удовлетворение потребностей и интересов детей в области изучения истории, культуры, формирования творчески развивающейся личности. Приоритетные направления деятельности: образовательное, методическое, музейно-выставочное, культурно-просветительное. Спортивно-техническая - направлена на развитие прикладных, конструкторских способностей обучающихся, с наклонностями в области технического творчества (сфера деятельности - человек-машина), с упором на подбор моделей, и их конструирование и выходом с продуктами собственного творчества на соревнования; Туристско-краеведческая – направлена на развитие познавательных, исследовательских навыков обучающихся по изучению природы, истории, культуры родного края, привлечение обучающихся к социальным инициативам по охране природы, памятников культуры среды проживания, поисковые работы малоизвестных фактов истории родного края, экскурсионная, музейная, архивная и экспедиционная работа.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Глоссарий. МЕТОД – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. КОНЦЕПЦИЯ - обобщенный замысел, система взглядов на какое-либо явление, процесс. Единый определенный замысел того или иного вида деятельности. ОБРАЗОВАНИЕ – целенаправленный процесс обучения, воспитания в интересах развития личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися определенных государством (программой) образовательных уровней. Приёмы и методы организации образовательного процесса. Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: Вербальный (словесный) устное изложение, беседа, анализ текста и т.д.; наглядный -показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, показ (исполнение) педагогом, работа по образцу и др.; практический - тренинг, упражнения, лабораторные работы и др..
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию; репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом; исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся занятия: фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися; коллективный - организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми; индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы; групповой - организация работы по малым группам (от 2 до 7 человек); коллективно-групповой - выполнение заданий малыми группами, последующая презентация результатов выполнения заданий и их обобщение; в парах - организация работы по парам; индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Приём - конкретное применение определенного метода на практике: игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, диалог, устное изложение, беседа, анализ текста, музыкального произведения, показ видеоматериалов, иллюстраций, показ (исполнение) педагогом, наблюдение, работа по образцу, тренинг, вокально- тренировочные упражнения, лабораторные работы и др. Возможно использование формы как приема.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Таблица 1 «Формы выявление, фиксации, предъявления результатов». Цит. по Способы и формы выявления, фиксации и предъявления результата образовательного процесса в ДДЮТ «На реке Сестре». Любогор О. В. Информационно-методический бюллетень «Материалы согласованного исследования проблем дополнительного образования детей. «Результативность образовательного процесса в УДОД». Итоги реализации вариативных программ исследования» Выпуск 6. СПб
Спектр способов и форм выявления результатов Спектр способов и форм фиксации результатов Спектр способов и форм предъявления результатов Беседа Опрос Наблюдение Прослушивание на репетициях Праздничные мероприятия Выставки Фестивали Концерты Экзамены Зачеты Конкурсы Соревнования Открытые и итоговые занятия Диагностика Анализ мероприятий Диагностические игры Анализ выполнения программ Анкетирование Анализ результатов участия детей в мероприятиях, в социально-значимой деятельности Анализ приобретенных навыков общения Самооценка учащихся Взаимоаттестация Взаимообучение детей Грамоты Дипломы Готовые работы Учет готовых работ Журнал Оценки Дневники Анкеты Тестирование Протоколы диагностики Протоколы соревнований Аудиозапись Видеозапись Фото Отзывы (детей и родителей) Маршрутные листы Статьи в прессе Аналитические справки Методические разработки Портфолио Выставки Конкурсы Фестивали Праздники Демонстрация моделей Готовые изделия Контрольные работы Зачеты Концерты Экзамены Отчеты Переводные, итоговые занятие Открытые занятия Поступление выпускников в профессиональные учреждения по профилю Диагностические карты Тесты Аналитические справки Портфолио Защита творческих работ
Список литературы: 1.Журнал «Внешкольник» 12, 2004 г. 2.«Дополнительное образование» 2, 2006, с Поташник М.М., Управление развитием школы. – М., Поташник М.М., Управление развитием школы. – М., Золотарева А.В., Соловьев И.О., Соловьева Н.В.. Педагогика дополниетльног образования (учебное пособие для студентов ВУЗов) Воронеж, Каргина З.А., Практическое пособие для педагогов дополнительного образования. – М.: Школьная Пресса, – 96с («Воспитание школьников. Библиотека журнала»; Вып. 77). 7.Принципы обновления программного обеспечения в учреждениях дополнительного образования. Тезисы и материалы Всероссийской научно-практической конференции, СПб марта 1995 года. СПб Сборник материалов в помощь методистам и педагогам учреждений дополнительного образования детей. Выпуск 3 Пенза 2000г 9.Интеграция дополнительного и других сфер образования. Сборник научно-методических статей. Серия «Интеграция дополнительного и других сфер образования» Ярославль Проектирование и реализация программы «свободное время детей и учащейся молодежи». Направление «Организация дополнительного образования в школе» Методические рекомендации. Спб.2002.
11.Система дополнительного образования детей, - Учебное пособие под ред. О.Е. Лебедева. – СПб., Дополнительно образование. Словарь-справочник/автор составитель Д.Е. Яковлев.-М., Внешкольник. Дополнительное образование детей – ежемесячный информационно-методический журнал по вопросам дополнительного образования.-Москва. 14.Л.Н. Буйлова, С.В. Кочнева. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей: Учебно- методическое пособие. – М., Способы и формы выявления, фиксации и предъявления результата образовательного процесса в ДДЮТ «На реке Сестре». Любогор О. В. Информационно-методический бюллетень «Материалы согласованного исследования проблем дополнительного образования детей. «Результативность образовательного процесса в УДОД». Итоги реализации вариативных программ исследования» Выпуск 6. СПб a.Акулова О. Образование как средство развития ключевых компетентностей школьника. СПб b.Журнал «Методист» , с.11. c.Журнал «Методист» , с.11. d.Школьные технологии , с.97, и , с.39 e.Народное образование , с.77, и , с.153 f.Критерии эффективности реализации образовательных программ дополнительного образования детей в контексте компетентностного подхода. СПб g.Оценка эффективности реализации программ дополнительного образования детей: компетентностный подход. СПб Евладова Е.Б., логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов учреждений сред. Проф. Образования.-М.: ВЛАДОС, 2002.