Курс «Информационно- образовательные ресурсы». Цель курса Формирование профессиональной компетентности учителей русского языка и литературы в области.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Цель курса Формирование профессиональной компетентности учителей русского языка и литературы в области применения электронных образовательных ресурсов.
Advertisements

Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе.
Информационно-коммуникационные технологии, как эффективные технологии создания информационно- образовательного пространства (среды). Дмитриева Юлия Викторовна.
Типы и особенности электронных образовательных ресурсов.
ФГОС начального общего образования. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы Активное использование речевых средств и средств.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
Костенко Н.В., заместитель директора по информационно-коммуникационным технологиям МКОУ ДПО ЦИМПО.
Королева Наталия Александровна Модуль 1. Отражение использования ЭОР в образовательном процессе: федеральные программы и ресурсы Тема 1.6. Электронное.
Приведение информационной образовательной среды образовательного учреждения в соответствие с требованиями ФГОС Муратов Александр Юрьевич, директор Центра.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЦОР) В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ.
Формирование ИКТ- компетенций в условиях перехода на ФГОС: дистанционное обучение (on-line, off-line) Середа А.В., учитель химии, председатель РМО учителей.
Использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики и информатики Районный семинар учителей математики и информатики образовательных.
Информационно - ресурсное обеспечение модернизации образования в РФ Презентацию подготовил : зам. по информатизации МБОУ Горковская сош, Сорокина Ю. И.
Пашкова О.В., начальник службы информатизации образования МКУ НМИЦ Использование электронных образовательных ресурсов на уроках информатики и ИКТ.
Формирование информационной компетентности участников образовательного процесса Подготовила: Санина З.А., зам.директора по НМР.
Нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение ФГОС.
LOGO Формирование информационно- коммуникационной компетентности преподавателя колледжа Методист СПб КИТ Сибирева С.А. Санкт-Петербург 24 января 2012.
Заседание методического объединения учителей математики, физики и информатики г.Череповец МОУ «СОШ 14»
Модуль 1. Методика использования педагогом средств и ресурсов информационной образовательной среды начального образования Задание 1.2 Тема: Технические.
Панина Ирина Борисовна учитель начальных классов высшей категории МОУ «Кирилловская СОШ» Использование ИКТ в образовательном процессе современной начальной.
Транксрипт:

Курс «Информационно- образовательные ресурсы»

Цель курса Формирование профессиональной компетентности учителей русского языка и литературы в области применения электронных образовательных ресурсов в образовательной деятельности как средства реализации ФГОС.

Профессиональная компетентность в области применения ЭОР 1.Система знаний об ЭОР; 2.Система умений по анализу и отбору ЭОР; 3.Мотивация к применению ЭОР в педагогической деятельности 4.Психолого-педагогическая готовность к применению ЭОР;

Психолого-педагогическая готовность к использованию электронно-цифровых ресурсов Понимание преимущества использования ЭОР наряду с традиционными средствами обучения для организации учебной деятельности обучающихся; Высокий уровень профессионального саморазвития и творчества педагога; Владение навыками анализа образовательного потенциала, критического и методического анализа образовательных возможностей ЭОР Владение средствами ИКТ (ИКТ-компетентность) Понимание и предотвращение возможных рисков

Задачи курса 1) Сформировать систему знаний об электронных образовательных ресурсах по русскому языку и литературе как элементе информационно- образовательной среды школы; 2) Сформировать систему умений по анализу и отбору ЭОР по русскому языку и литературе для достижения различных образовательных целей, а также их применению на уроках различных типов; 3) Сформировать готовность к применению ЭОР по русскому языку и литературе в процессе педагогической деятельности; 4) Способствовать формированию мотивации применения ЭОР по русскому языку и литературе в процессе педагогической деятельности.

Информационная образовательная среда ОУ Важный фактор обеспечения доступности и качества образования Необходимое условие эффективной реализации процесса информатизации образовательного учреждения

Информационная образовательная среда школы реализует Интегрирующую функцию – создает единое «пространство возможностей» для всех участников образовательного процесса; объединяет усилия педагогов и администрации школы по решению задач, поставленных перед современным образовательным учреждением; формирует единую систему информационного обеспечения в школе.

Информационная образовательная среда школы реализует Дифференцирующую функцию – создает такие микросреды, которые позволяют каждому учителю построить собственную траекторию совершенствования профессионального мастерства; учащемуся – реализовать возможность саморазвития; администратору ОУ – своевременно получить необходимую информацию для принятия эффективного управленческого решения

Информационная образовательная среда ОУ комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы; совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы; систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной ИОС.

Информационная образовательная среда ОУ ИОС ОУ информационные образовательные ресурсы технологические средства ИКТ современные педагогические технологии

Техническое обеспечение школы: Развитие компьютерной базы; Создание школьной локальной сети; Доступное высокоскоростное соединение с Интернетом; Школьный сайт

Современные педагогические технологии: Профессиональное развитие, повышение ИКТ-компетентности учителей; Усовершенствование образовательных методик: внедрение интерактивных методов образования

ИОС должна обеспечивать: информационно-методическую поддержку образовательного процесса; планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения; мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса; современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации; мониторинг здоровья обучающихся;

ИОС должна обеспечивать: дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе в рамках дистанционного обучения

Дистанционное обучение (ДО) Целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе.

Система дистанционного обучения Комплекс программно-технических средств, методик и организационных мероприятий, которые позволяют обеспечить доставку образовательной информации учащимся посредством сети, а также проверку знаний, полученных в рамках курса обучения конкретным слушателем.

Система дистанционного обучения Moodle Модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда ориентированная на организацию взаимодействия между преподавателеми учениками, организацию традиционных дистанционных курсов, поддержку очного обучения.

ИОС должна обеспечивать: дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Взаимодействие педагогов в условиях современной открытой ИОС Сетевое взаимодействие педагогов в информационном образовательном пространстве; Педагогические семинары и конференции в интернете; Сетевые методические объединения и профессиональные социальные сети; Электронный документооборот в ИОС: обмен рабочими материалами, публикация документов на сайте школы; Взаимодействие сотрудников с помощью локальной сети

Главная задача учителя – освоить ИОС школы как пространство, в котором осуществляется профессиональная педагогическая деятельность, вписать в ИОС свою собственную педагогическую деятельность, применяя, по мере необходимости, ее компоненты и вступая в информационно- профессиональное взаимодействие с коллегами, учащимися, администрацией, родителями

ИОС школы включена в глобальное информационное образовательное пространство Единая информационная образовательная среда страны Единая информационная образовательная среда региона Единая информационная образовательная среда ОУ Предметная информационная образовательная среда Информационная образовательная УМК

Электронный образовательный ресурс (ЭОР) Образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них (может включать в себя данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его использования в образовательном процессе).

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) Один из видов разрабатываемых в настоящее время ЭОР. Термин используется для указания на место их размещения – единая коллекция ЦОР –

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК ЦОР) содержит: разнообразные учебные материалы в электронной форме – документы, презентации, электронные таблицы, видеофрагменты, анимационные ролики и др. каталоги и фильтры, позволяющие выбрать нужный предмет, нужный класс, назначение (учителю/ученику). методические рекомендации для учителей по использованию ЦОР. инструменты учебной деятельности (конструкторы, тренажеры, интерактивные задачники, программы для построения графиков) и инструменты организации учебного процесса программы для просмотра ресурсов могут потребоваться различные программы

ЦОР, обеспечивающий УМК под редакцией В. В. Бабайцевой: Наборы цифровых ресурсов к учебникам «Русский «Русский язык. Практика», 5 класс, под редакцией Купаловой А.Ю. ««Русский язык. Теория», 5-9 классы, Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Поурочные планирования Планирование Планирование к ресурсам инновационного учебного материала «Речевой этикет в ситуациях и заданиях», 5 класс Планирование Планирование к учебнику «Русский язык. Теория», 5-9 классы, Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Методические рекомендации Методические Методические материалы Рекомендации Рекомендации по использованию набора ЦОР к учебнику «Русский язык. Теория», 5-9 классы, Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.

ЦОР, обеспечивающий УМК под редакцией В. В. Бабайцевой: Инновационные учебные материалы ««Речевой этикет в ситуациях и заданиях», 5 класс ««Русский язык. 5-7 класс» ««Учим правила по алгоритму» Инструменты учебной деятельности Тренажер Тренажер «Компьютерная фонетическая лаборатория» Электронный Электронный тренажер по русскому языку Электронные издания Журнал Журнал "Школьная библиотека" Журнал Журнал «Наука и жизнь»

ЦОР, обеспечивающий УМК под редакцией В. В. Бабайцевой: коллекции Диктанты Диктанты по русскому языку Морфология Морфология и орфография в таблицах Русский Русский язык. Обучающие тесты. 5-7 классы Тесты Тесты по орфографии и пунктуации

Типология ЦОР по русскому языку (основание для классификации – способы деятельности, которые учащиеся используют при работе) Демонстрационные материалы; Демонстрационно-опорные материалы; Обобщающие материалы; Тренировочно-контролирующие материалы; Учебно-справочные материалы.

Демонстрационные материалы Рисунки, в том числе интерактивные; Фотографии; Схемы, в том числе интерактивные; Тексты * Используются при объяснении нового материала; в коллективной и индивидуальной работе

Демонстрационно-опорные материалы*: 1. Интерактивные правила (представлены в виде таблиц): – интерактивная орфограмма; – интерактивная пунктограмма. *Задача демонстрационно-опорных ЦОР – создать модель ответа на этапе закрепления нового материала при коллективных формах работы.

Демонстрационно-опорные материалы*: Интерактивные учебные тексты с заданиями: – интерактивный текст с комментарием; – интерактивный текст с интерактивным рисунком; – интерактивный текст со схемой (интерактивная схема); – интерактивный текст с рисунком- анимацией (анимация);

Тренировочно-контролирующие материалы: Выбор одного правильного ответа из открытого списка; Выбор нескольких правильных вариантов из открытого списка; Выбор правильного ответа из выпадающего списка; Выделение языковых единиц цветом; Перемещение объектов в поле ответа с помощью копирования; Распределение по группам; Ввод ответа с клавиатуры; Установление соответствий.

Учебно-справочные материалы Интерактивное определение в виде гипертекста; Интерактивное правило в виде гипертекста; Учебный тематический словарь *Используется на уроках объяснения нового материала или как справка при выполнении самостоятельной работы

Информационно-образовательные ресурсы (ИОР) Один из видов разрабатываемых в настоящее время ЭОР. Термин используется для указания на место их размещения – Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов –

Федеральный центр информационно- образовательных ресурсов (ФЦИОР) содержит коллекцию электронных образовательных ресурсов информационного (включая озвученные лекции со слайдовой организацией), практического (включая виртуальные лаборатории и конструкторы) и контрольного (включая тестовые задания на выбор/ввод ответа и перетаскивание) типов. !!!Ресурсы представляют собой zip-архивы с расширением.oms c различным мультимедийным содержимым. Для их воспроизведения требуется специальное программное обеспечение – ОМС Плеер.

Особенности электронных ресурсов сайта ФЦИОР Доступность Вариативность Мультимедийность Интерактивность Модульная архитектура

Вариативность (по целевой аудитории) Для углубленного изучения предмета; Для учеников, затрудняющихся в освоении предмета на базовом уровне; Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Вариативность (по способу презентации материала) Проблемное изложение материала; Практикум с опорой на справочные материалы; Виртуальный урок

Вариативность ЭОР: Целевая аудитория Способ презентации материала Для углубленного изучения предмета; Практикум с опорой на справочные материалы; Для учеников, затрудняющихся в освоении предмета на базовом уровне; Проблемное изложение материала с использованием компьютерного персонажа Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья Виртуальный урок

Мультимедийность Мультимедийность – представление учебных объектов множеством различных способов: Текст Графика Видео Анимация Звук

Интерактивность Интерактивность – возможность пользователя активно взаимодействовать с носителем информации.

Модульная архитектура ИОР: Учебный электронный модуль представляет собой законченный мультимедийный продукт, решающий определенную учебную задачу. *Модуль должен быть: – автономным; – краткость; – наглядным; – универсальность

Типы модулей: По учебным целям: – информационные; – практические; – контрольные.

Преимущества использования ЭОР по сравнению с традиционными средствами обучения Учет особенностей восприятия современных детей и подростков; Использование технических возможностей, обеспечивающих наглядность (мультимедийность); Быстрота и экономия времени на отбор, разработку и использование дидактических средств; Оперативность при отработке навыков, контроле, организации самостоятельной работы (эффективность ЭОР)

Основные риски при применении ЭОР на уроках русского языка Несовпадение разработанных ресурсов с логикой различных УМК по русскому языку; Наличие некачественных ЭОР; Увлечение использованием ЭОР в ущерб образовательным задачам как самоцелью, а не эффективным средством организации деятельности ученика (напр., нерациональное использование времени урока); Неготовность учителя к сочетанию различных приемов, гибкому и вариативному использованию ЭОР; Недостаточные технические возможности школы

Основные образовательные возможности ЭОР: Объективированность контроля; Возможности индивидуализации процесса обучения; Возможности использования для решения различных образовательных задач (на любых типах урока, во внеурочной деятельности, в рамках применения различных педагогических технологий); Возможность сочетания методических приемов; Разнообразие видов деятельности обучаемых.

Основные ограничения при применении ЭОР: Нормы СанПин (5-7кл. – 20 мин, 8-11 кл. – 25 мин.); Техническая оснащенность классов; Больший объем времени на подготовку к уроку (поиск, отбор, проектирование сценариев уроков с использованием ЭОР); Необходимость повышения квалификации педагогов, профессиональной мотивации, изменения позиции учителя.