Икона – « образ ». Иконопись – дело святое. Строгие каноны, с одной стороны ограничивали иконописца, а с другой - заставляли сосредоточиться на « ДУХОВНОСТИ ».
Доски – липовые, на севере – лиственница, ель, в Пскове – сосна. Побел. Грунт – левкас. Паволока. Темпера, олифа, льняное масло. Листовое золото.
Паволока – кусок ткани, наклеенный на поверхность. Побел – хорошо размешанная жидкость из клея и мела. Левкас – грунт из порошкообразного мела или алебастра, размешанного на животном или рыбьем клее. Темпера – пигмент, полученный из растирания камней, металлов, остатков органического происхождения, связующим элементом служит желтковая эмульсия.
- Из отдельных досок сбивался щит, с обратной стороны укрепленный шипами от покоробления. - Доска просушивалась, в ней выдалбливалось углубление ( ковчежец ), окруженное полями. - Доску царапали, проклеивали, наклеивали паволоку, снова проклеивали. - После высыхания побела, в течение трех - четырех дней доска левкасилась 6-7 раз, шлифовалась мокрой пемзой.
- Сначала делали предварительный рисунок углем, черной краской ; контуры нередко процарапывали ( чтобы в дальнейшем облегчить наложение золота и краски ). - Краски накладывали в определенной последовательности : сначала фон, затем горы, здания, затем одежды, только потом лицо. - Лица писали путем наложения мазками светлых тонов, границу между слоями затушевывали охрой – это называлось « писать плавями ». Выпуклые части лица подчеркивали белилами (« движки » или « оживки »). - В конце работы приклеивали золото или серебро, сверху икону покрывали олифой или льняным маслом для звучности цвета.
Лессировка – один из приемов живописной техники, состоящий в нанесении очень тонких слоев прозрачных красок. Санкирь – темный тон основы, с которой начиналось исполнение открытых частей тела. Ассист – штрихи, исполненные листовым золотом по высохшему красочному слою, символ духовного света. Охрение ликов - прием высветления деталей лица и открытых частей тела многократными прописками по санкирю, по ровному основному тону. Стаффаж – второстепенные изображения задних планов. Личное письмо – изображение лиц и других открытых частей тела.
Золото – сияние Бога, означает самого Бога. Пурпур – цвет царя, владыки, одежды Богородицы. Красный – тепло, любовь, жизнь, цвет крови и мученичества. Архангелы – серафимы, фон – вечная жизнь. Белый – б ожественность, чистота, с вятость. Святых и п раведников изображают в б елом. ПРАВЕДНИКИ – « живущие п о п равде ». Пелены м ладенцев, д уши умерших, а нгелы – б елые. Но б елые – т олько праведные д уши.
Синий – небо, вечный мир, цвет Богородицы, соединившей в себе земное и небесное. Зеленый – природа, жизнь, надежда, сцены Рождества. Коричневый - земля, прах, все временное, тленное, напоминание о человеке, подвластном смерти. Черный - зло, смерть, пещеры, могилы, бездна, тайна, монахи ( отказ от удовольствий, привычек, смерть при жизни ). НЕТ С ЕРОГО ц вета. Не с мешивали ч ерное и белое, з ло и д обро. Это ц вет н еясности, пустоты, н ебытие. Такому ц вету н ет м еста на и коне.
Задача иконописи – воплощение Бога в телесном образе. Среди икон особую роль играет образ Христа, с правой рукой, поднятой в жесте благословления, и с Евангелием в левой руке. Для передачи божественности сложился особый, строго определенный тип изображений. При этом созданы художественные образы, никогда не повторяющие друг друга.
« Когда я жил в Москве, там проживал преславный мудрец, философ … и среди иконописцев отменный живописец … Он, казалось, руками пишет роспись, а сам беспрестанно ходит, беседует с приходящими и умом обдумывает высокое и мудрое, чувственными же очами разумными РАЗУМНУЮ ВИДИТ ДОБРОТУ ». художник и писатель Епифаний Премудрый 14 век
Презентация подготовлена для урока МХК учителем ИЗО и МХК Путиловой Еленой Леонидовной моу сош 25 г. Нижний Тагил