Тема: Понятие системы. Д\З: §5 Цель: Рассмотреть понятие и свойства системы. Литвинова Ольга Валентиновна МБОУ СОШ2 Г. ПОРОНАЙСК Сахалинской области
Функция (цель, назначение) системы Взаимодействие системы с окружающей средой Состав системы Структура системы Системный эффект Целостность системы Литвинова Ольга Валентиновна МБОУ СОШ2 Г. ПОРОНАЙСК Сахалинской области
1.Определение объекта: 2.Приведите примеры систем: 3.Рассмотрим состав систем: 4. Сформулируем определение системы: Литвинова Ольга Валентиновна МБОУ СОШ2 Г. ПОРОНАЙСК Сахалинской области
Объект – любая часть окружающей действительности (предмет, процесс, явление), воспринимаемая человеком как единое целое. В нашем сознании образ любого объекта отражается в виде понятия. Общаясь, люди передают друг другу сведения о реальных и воображаемых объектах, обозначая объекты именами – словами языка. В сообщении об объекте человек может описать его признаки – свойства, действия, поведение, состояния. Литвинова Ольга Валентиновна МБОУ СОШ2 Г. ПОРОНАЙСК Сахалинской области
Системология – наука о системах. Система-это слжный объект, состоящий из взаимосвязанных частей (элементов) и существующих как единое целое. Всякая система имеет определенное назначение ( функцию, цель). Целесообразность. Назначение системы, главная функция, которую она выполняет. (кирпич-дом, детали велосипеда-велосипед) 2 главных свойства системы Целостность. Нарушение элементного состава или структуры ведет к частичной или полной утрате целесообразности системы. (пк-его подсистемы ) Литвинова Ольга Валентиновна МБОУ СОШ2 Г. ПОРОНАЙСК Сахалинской области
система естественная искусственная Литвинова Ольга Валентиновна МБОУ СОШ2 Г. ПОРОНАЙСК Сахалинской области
Система и среда взаимодействуют между собой. Воздействие среды на систему Воздействие системы на среду Вход системыВыход Д ревесина К ислород Тень от кроныВода Мин. вещества Углекислый газ Солнце «Черный ящик»-система, о которой неизвестно, как она устроена «внутри», но есть более важная информация о том, к каким результатам на выходе приведут определенные воздействия на входе этой системы. Литвинова Ольга Валентиновна МБОУ СОШ2 Г. ПОРОНАЙСК Сахалинской области
Выполнить задание : Рассматривая объект « телевизор» как систему, выберете для нее из предложенного подходящие входы и выходы: -свет -звук -электромагнитные волны -электроэнергия -мускульная сила человека -изображение -цвет -пыль -грязь -тепло -холод -регулятор громкости кнопка вкл\выкл. -стоимость Литвинова Ольга Валентиновна МБОУ СОШ2 Г. ПОРОНАЙСК Сахалинской области
Структура - это порядок связей между элементами системы Алмаз - кристаллическая структура Графит- слоистая структура Из молекул углерода состоят алмаз и графит Литвинова Ольга Валентиновна МБОУ СОШ2 Г. ПОРОНАЙСК Сахалинской области
Системный эффект- появление у системы свойств, которыми не обладают элементы системы в отдельности ИЛ-76 РАЗМЕРЫ Размах крыла 50,5 м Длина самолёта 46,6 м Высота 14,8 м Площадь крыла 300 м 2 Литвинова Ольга Валентиновна МБОУ СОШ2 Г. ПОРОНАЙСК Сахалинской области
Система и Подсистема Систему, входящую в состав какой-либо другой, более крупной системы, называют ПОДСИСТЕМОЙ Литвинова Ольга Валентиновна МБОУ СОШ2 Г. ПОРОНАЙСК Сахалинской области
Системный подход – основа научной методологии: необходимость учета всех существенных системных связей объекта изучения или воздействия. Коперник Карл ЛиннейВ.И. Вернадский Задача всякой науки – найти системные закономерности в тех объектах и процессах, которые она изучает. Литвинова Ольга Валентиновна МБОУ СОШ2 Г. ПОРОНАЙСК Сахалинской области
Занимаясь изучением или преобразованием природы, надо видеть в ней систему и прилагать усилия для того, чтобы не нарушать ее равновесия. Объясните, что значит понятие «экологическая система» и « экологическая грамотность» Литвинова Ольга Валентиновна МБОУ СОШ2 Г. ПОРОНАЙСК Сахалинской области
Вопросы для повторения стр 31. Вывод урока с использованием сиквейна Литвинова Ольга Валентиновна МБОУ СОШ2 Г. ПОРОНАЙСК Сахалинской области