ПРЕЗЕНТАЦИЯ Теория развития цивилизаций А.Тойнби. Самара 2012
Цивилизации «представляют собой… общества с более широкой протяженностью как в пространстве, так и во времени, чем национальные государства, города- государства или любые другие политические союзы» 1
1.Западный мир 2.Православная христианская цивилизация (основная) подразумевается Византийский мир и его наследники на Балканах 3.Православная христианская (русская) цивилизация 4. Арабское общество (исламский мир) 5.Дальневосточная цивилизация (в Китае) 6.Дальневосточная цивилизация (в Японии и Корее) 7.Древнекитайская цивилизация 8.Индское общество 9.Индуистское общество 10.Иранское общество 11.Эллинское общество (греко-римская культура) 12.Сирийское общество дожило до нашего времени в виде двух «реликтов»: сообществ евреев и парсов 13.Минойское общество уровень бронзового века 14.Хеттское общество 15.Шумерское общество 16.Вавилонское общество (Ассирия, Вавилон, Элам) 17.Египетское общество уровень бронзового века 18.Майянское общество уровень каменного века, в VII веке распадаетсяна: 19.Юкатанское общество (поздняя цивилизация майя) 20.Мексиканское общество (тольтеки и ацтеки) 21.Андское общество (инки)
«Западные историки… считают, что в настоящее время унификация мира на экономической основе Запада более или менее завершена, а значит, как они полагают, завершается унификация и по другим направлениям. Во-вторых, они путают унификацию с единством, преувеличивая таким образом роль ситуации, исторически сложившейся совсем недавно и не позволяющей пока говорить о создании единой Цивилизации, тем более отождествлять ее с западным обществом»
Стадии цикла цивилизаций по А. Тойнби Цикл развития цивилизации Тойнби видит в 6 стадиях: Последние три стадии А. Тойнби называет понятием « упадок цивилизации ». 1.Рождение 2.Рост 3Расцвет 4Надлом 5Разложение 6Гибель
« Постижение истории » А. Тойнби «..общество не является и не может быть ничем иным, кроме как посредником, с помощью которого отдельные люди взаимодействуют между собой. Личности, а не общества создают человеческую историю» Согласно концепции А. Тойнби: Цивилизация – локальное образование, которое обладает присущими чертами и характеристиками. Единой цивилизации человечества нет, есть только множество цивилизаций. Каждая цивилизация создает свой индивидуальный художественный стиль.
Цивилизация в лице творческого меньшинства может либо дать « ответ » и перестроиться или погибнуть. Эта система – « вызов – ответ » - является причиной развития цивилизации и основой истории.
Генезис: мутация примитивного общества отчуждение пролетариата от правящего меньшинства ранее существовавших цивилизаций 5 стимулов: стимул природной среды: a.Стимул бесплодной земли b.Стимул новой земли стимул окружения: a.Стимул удара (реакция на нападение) b.Стимул давления («форпост») c.Стимул ущемления (бедность, рабство, национальная дискриминация)
«Общество, переживающее упадок, стремится отодвинуть день и час своей кончины, направляя всю свою жизненную энергию на материальные проекты гигантского размаха, что есть не что иное, как стремление обмануть агонизирующее сознание, обреченное собственной некомпетентностью и судьбой на гибель»
Надлом: 1. Отказ большинства от мимесиса. *«мимесис» – социальное подражание 2. Изоляция правящего меньшинства от общества и, как следствие, вырождение. 3. Ошибка меньшинства, выраженная в пассивности после ряда собственных побед. Общество с таким меньшинством существует до первого катаклизма, выводящего систему из «спящего» равновесия. «Надломы цивилизаций не могут быть результатом повторяющихся или поступательных действий сил, находящихся вне человеческого контроля»
Распад Социальный распад: Общество Правящее меньшинство, больше не являющееся творческой силой общество, но усиленно цепляющееся за власть. С целью удержания власти оно создает универсальное государство. Внутренний пролетариат, не доверяющий более правящему меньшинству. Его ответной реакцией является создание вселенской церкви. Внешний пролетариат. Он проявляет себя в варварских набегах на ослабевшую цивилизаци ю. Духовный распад: «Раскол в душах людей проявляется в самых разнообразных формах. Он затрагивает поведение, чувства, жизнь в целом. В период распада общества каждый вызов встречает в душах людей прямо противоположный отклик – от абсолютной пассивности до крайних форм активности…».
« Постижение истории » А. Тойнби По Тойнби каждая цивилизация возникает в результате 2 условий: наличия в данном обществе творческого меньшинства; наличия среды, не слишком благоприятной, но и не слишком враждебной для человека. При наличии этих условий общества складываются в цивилизации, при отсутствии – остаются на доцивилизованном уровне. При наличии этих условий общества складываются в цивилизации, при отсутствии – остаются на доцивилизованном уровне.
«Пока есть жизнь, есть надежда … что с божьей помощью человек – хозяин своей судьбы, хотя бы отчасти, хотя бы в чем-то». Арнольд Тойнби «Цивилизация перед судом Истории».