Цели: -Обсудить проблемы воспитания подростков; - познакомить родителей с причинами, которые приводят к плохому поведению подростков; - развивать у родителей умение искать выход из трудных ситуаций общения с детьми.
Поведение, направленное на привлечение внимания Поведение ребенкаМожет быть как активным (привлекать всеобщее внимание всевозможными выходками), так и пассивным, т.е. делать все очень медленно, «в час по чайной ложке» Причины поведения, направленного на привлечение внимания 1.Взрослые больше внимания уделяют детям, которые ведут себя плохо. 2.Дети не научены просить или требовать внимания в приемлемой форме. 3.Дети часто испытывают дефицит личного внимания к себе, чувствуют себя «пустым местом» Положительные стороны поведения, направленные на привлечение внимания Дети нуждаются во взаимоотношениях с окружающими, готовы к сотрудничеству Принципы предотвращения поведения, направленного на привлечение внимания 1.Больше внимания уделять хорошему поведению. 2.Учить детей просить внимания в приемлемой форме.
Характеристика властолюбивого поведения Поведение ребенкаВспышки негодования, конфронтация с окружающими. Тихое непослушание. Ребенок соглашается, но делает по-своему Причины властолюбивого поведения1.Изменение социальных установок в обществе. 2.Мода на «сильную личность» учит утверждению своей силы. А не конструктивному поведению Сильные стороны властолюбивого поведения Дети демонстрируют лидерские способности: умение независимо мыслить и способность сопротивляться авторитетам. Принципы предотвращения властолюбивого поведения 1.Уход от конфронтации и снижение напряженности. 2.Позволять детям реализовать свои организаторские способности
Характеристика мстительного поведения Поведение ребенкаПрямые и скрытые физические и психологические акты насилия. Ребенок может мстить учителям, родителям, всем окружающим Происхождение мстительного поведения Отражение роста насилия в обществе в средствах массовой информации. Культивирование стиля «силового» разрешения конфликтов в семье Сильные стороны мстительного поведения Дети демонстрируют высокую жизнеспособность, умение защитить себя от боли Принципы профилактики мстительного поведения 1.Учить ребенка строить отношения с окружающими по принципу заботы о них. 2.Учить ребенка выражать свои переживания и требования к окружающим в приемлемой форме
Характеристика поведения, когда ребенок не верит в себя Поведение ребенкаАктивная форма: вспышки негодования: ребенок теряет контроль над собой, когда давление ответственности становится слишком сильным. Пассивная форма: откладывание работы на потом, заболевание Причины происхождения поведенияНеобоснованно завышенные ожидания учителей и родителей. Твердая убежденность ученика, что он должен быть лучше всех. Упор на соревнование в семье и классе. Сильные стороны поведенияДля большинства учащихся сильных сторон нет. Небольшая часть детей может стремиться делать все лучше всех Принципы профилактики «неверия» в собственные силы, низкой самооценки Поддержка ребенка, чтобы его внутренняя установка «Я не могу» изменилась на «Я могу». Помощь в преодолении социальной изоляции путем включения его в деятельность со сверстниками
Психологическая поддержка ребенка в семье: Родительская поддержка – это процесс: в ходе которого родитель сосредотачивается на достоинствах ребенка с целью укрепления его самооценки; который помогает ребенку поверить в себя и свои способности; который помогает ребенку избежать ошибок; который поддерживает ребенка при неудачах. Поддерживать ребенка – значит верить в него. Для того чтобы привить веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее: забыть о прошлых неудачах; Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей; позволить ребенку «начать с нуля», опираясь на то, что родитель верит в него, в его способность достичь успеха; Помнить о прошлых удачах и возвращать к ним, а не к ошибкам.
НАПРИМЕР, СЛОВА ПОДДЕРЖКИ: - ЗНАЮ ТЕБЯ, Я УВЕРЕН, ЧТО ТЫ СДЕЛАЕШЬ ВСЕ ХОРОШО. - ТЫ ДЕЛАЕШЬ ЭТО ОЧЕНЬ ХОРОШО. - ЭТО СЕРЬЕЗНЫЙ ВЫЗОВ, НО Я УВЕРЕН, ЧТО ТЫ К НЕМУ ГОТОВ. СЛОВА РАЗОЧАРОВАНИЯ: - ЗНАЯ ТЕБЯ И ТВОИ СПОСОБНОСТИ, Я ДУМАЮ, ТЫ СМОГ БЫ СДЕЛАТЬ ЭТО НАМНОГО ЛУЧШЕ. - ТЫ МОГ СДЕЛАТЬ ЭТО НАМНОГО ЛУЧШЕ. - ЭТА ИДЕЯ НИКОГДА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ РЕАЛИЗОВАНА. - ЭТО ДЛЯ ТЕБЯ СЛИШКОМ ТРУДНО. КОГДА ВЫ ВЫРАЖАЕТЕ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ТОГО, ЧТО ДЕЛАЕТ ВАШ РЕБЕНОК, ЭТО ПОДДЕРЖИВАЕТ ЕГО И СТИМУЛИРУЕТ ПРОДОЛЖИТЬ ДЕЛО ИЛИ ДЕЛАТЬ НОВЫЕ ПОПЫТКИ. Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя.
Поддерживать можно посредством: Отдельных слов (красиво, аккуратно, прекрасно, здорово и т.д.) Высказываний («Я горжусь тобой», «Это действительно прогресс», «Я рад, что ты в этом участвовал», «Это здорово!»); Прикосновений (дотронуться до руки, обнять, погладить); Совместных действий, физического соучастия (сидеть или стоять рядом с ребенком; слушать его); Выражением лица (улыбка, подмигивание, смех, кивок). Важно, чтобы родитель научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достоинства и промахи, а в общении с ним учитывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражения и т.д.
Как же научиться разрешать конфликтные ситуации, связанные с расхождением мнений, интересов, желаний? Шаг 1. Распознание и определение конфликта. Цель: вовлечь ребенка в процесс решения проблемы. Необходимо четко и немногословно сообщить ребенку, что имеется проблема, которая нуждается в решении. Дать понять, что сотрудничество необходимо. Шаг 2. Выработка возможных альтернативных решений. Цель: собрать как можно больше вариантов решения. Появляется возможность узнать решение детей (свои можно добавить позже), не оценивая их как можно большего числа альтернатив. Шаг 3. Оценка альтернативных решений. Цель: активизировать ребенка на высказывания по поводу различных решений. Можно предложить ребенку высказаться по поводу собранных предложений, сообщить свои чувства и интересы.
Шаг 4. Выбор наиболее приемлемого решения. Цель: принять окончательное решение. Оговариваются обязательства обеих сторон по выполнению решения. Можно зафиксировать письменно. Шаг 5. Выработка способов выполнения решения. Цель: спланировать процесс претворения в жизнь принятого решения. Выносятся на обсуждения вопросы о начале выполнения решения, о проверке и т.д. Шаг 6. Контроль и оценка результатов. Цель: способствовать реализации решения. По мере претворения решения в жизнь интересоваться у ребенка результатами принятия решения, сообщать о своих мыслях и чувствах. Возможны пересмотр или изменение решения.