Проект на тему: Раз - песчинка, два - песчинка… Подготовила: Подготовила: воспитатель МДОУДетский сад общеразвивающего вида 163 Драч Ольга Васильевна.
Введение: Программа Радуга ставит перед нами задачу – способствовать познавательному развитию детей: расширять представления детей об объектах и явлениях неживой природы. А какая чудесная пора – лето! Можно весь день гулять на улице, радоваться ласковому солнышку, щебетанию птиц, вволю наиграться с песком, таким прохладным и поддатливым, поэкспериментировать с глиной. Работа с детьми летом на воздухе не только полезна для здоровья, но и имеет большое воспитательное значение. Она помогает развивать у дошкольников интерес и любов к природе, бережное отношение, формирует художественный вкус,творческое воображение и конструкторские способности. Недопустимо, чтобы дети басцельно копались в песке. Скучая, они начинают кидаться друг на друга песком, валяться и пр. Надо стараться организовать деятельность детей так, чтобы в песке кипела активная ребячья жизнь, интересная и содержательная. Нам, педагогам, надо больше обращать внимания на познавательную деятельность ребят дошкольного возраста в неживой природе. Мы решили повысить уровень своей квалификации в этом направлении, а особенно деятельность детей с песком и глиной. Для этого разработали данный проект.
Вид проекта: познавательно - исследовательский. Цель проекта: развитие познавательного интереса к неживой природе у детей старшего возраста.
Задачи проекта: 1. Систематизировать элементарные знания о свойствах песка(сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду). 2.Систематизировать элементарные знания о свойствах глины (вязкость, пластичность, неспособность пропускать воду). 3. Узнать, как человек использует песок и глину (через набдюдения, исследования, экспериментирования). 4. Воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы.
Мероприятия к задаче 1 Опыты с песком: взвешивание сухого и мокрого песка; окрашивание песка в разные цвета (мелками, разными красками…); выкладывание и высыпание из мешочков цветного песка (создавая пейзажи, сюжеты); закапывание и нахождение секретиков в песке; сортировка песчинок по цвету под увеличением (под лупой); примерное определение происхождения песчинок (подбор их к камням и минералам по цвету); анализирование разной окраски песчинок. Элементарная поисковая деятельность: Куда исчезла вода?, Фильтрация воды. Наблюдения :Побережье Амура, Песочницы после дождя и в сухую погоду. Рисование цветным песком на картоне, покрытым клеем
Мероприятия к задаче 2: Знакомство с видами глины (желтая, голубая, красная). Обследование теста из голубой и красной глины (голубая глина более жирная и эластичная). Игры-эксперименты с глиной: Норка для мышки (из чего норка крепче – из песка или из глины), Помой сапожки (от чего легче отмыть сапожки – от глины или песка?), Через что быстрее пробегает вода? (песок, глина), Песчаные бури (что произойдет с глиной и песком, если дунуть в трубочку?). Беседа: Глина в природе, Животные и глина.
Мероприятия к задаче 3 Беседы: Где используют глину и песок?, Строим замки из песка. Непростые секреты простой глины (просмотр видеосюжета). Строительство запруды в ручейке, дамбы в луже. Изготовление посуды,игрушек (лепка из глины). Знакомство с коллекцией дымковской игрушки. Совместная деятельность с родителями: - Организация экскурсии на речку; - экскурсия с родителями на стройку дома. Продуктивная деятельность: Изготовление макетов На Луне, Дальневосточные сопки, Вулкан. Оформление коллекции Песок и глина нашего края.
Предполагаемый результат: Выставка макетов: Дальневосточные сопки, Вулкан, На Луне. Ярмарка Игрушки и посуда из глины.
Приложение : Частушки о дымковских игрушках Наши руки крендельком, Щеки, будто яблоки. С нами издавна знаком Весь народ на ярмарке. *** Дымковские барыни Всех на свете краше, А гуси-баловни- Кавалеры наши. *** Ой, люли, ой, люли, Кони на лужок пришли. Кони удалые Гордые, лихие. Ели спят у большака в инее седом, Спят деревья, спит река, скованная льдом. Мягко падает снежок, вьется голубой дымок, Дым идет из труб столбом, словно в дымке все кругом. Голубые дали… И село большое то Дымково назвали. Там любили песни, пляски, Там рождались чудо–сказки. Вечера зимой длинны. И лепили там из глины. Все игрушки не простые, А волшебно-расписные, Белоснежны, как березки. Кружочки, клеточки, полоски- Простой, казалось бы, узор, Но отвести не всилах взор.
Литература, которой можно воспользоваться: Л.А. Пенькова. Под парусом лето плывет по земле. –М., 2006 Т. И. Гризик. Программа Радуга: 10 лет работы. –М., 2002 С. Веретенникова. Ознакомление детей с природой. –М., С. Николаева. Как приобщить ребенка к природе: методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении.- М., 1993.
Содержание: Введение Цели и вид проекта Задачи проекта Мероприятия Предполагаемый результат Приложение Литература