1 Авторы: Бельды Наталья, ученица 9 кл. (VIII вида); Галочкин Алексей, ученик 6 кл. (VIII вида); Воронина Светлана, ученица 6 кл. (VIII вида); Кузминская Виктория, ученица 6 кл. (VIII вида); Швец Анастасия, ученица 6 кл. (VIII вида). Руководитель: педагог-психолог Паскал Виктория Викторовна.
2
Тренер составляет индивидуальную программу занятий для своих подопечных, дает им задания, следит за ходом тренировок, при необходимости исправляет ошибки и корректирует действия каждого из учеников. Кроме того, тренер занимается отбором выбирает учеников, наиболее способных к его виду спорта, и убеждает их заняться именно им. Зачастую тренер вынужден решать и ряд организационных вопросов, не имеющих прямого отношения к тренировкам (обеспечение специального питания спортсменов, приобретение инвентаря и т. п.). Помимо собственно подготовки к достижению спортивных результатов. 3
Поскольку тренировки у спортсменов высокого уровня проводятся дважды в день, и каждая, практически без выходных, рабочий день у тренера начинается рано, он фактически живет со своими спортсменами, сопровождая их на площадках как на родине, так и в многочисленных разъездах по всему миру. 4
В спорте высших достижений тренер работает не единолично, а в сотрудничестве с другими специалистами: спортивными сотрудниками, занимающимися решением всех организационных вопросов, связанных с тренировками и выступлениями, психологами, массажистами и т. д. Как правило, на должности тренеров приглашают работником с высшим (в редких случаях со средним специальным) педагогическим образованием. 5
Подготовка тренеров осуществляется в специализированных институтах физической культуры, на факультетах физической культуры педагогических институтов, в училищах олимпийского резерва. Для yспеха в профессиональной деятельности тренеру необходима обстоятельная педагогическая подготовка (владение методикой тренировки, навыки профессионального общения со спортсменами), знание физиологических основ тренировочного процесса, а также особенностей соответствующего вида спорта недаром большинство лучших тренеров получается из бывших спортсменов. Кроме того, тренеру важно хорошее знание психологии и понимание индивидуальных особенностей поведения спортсмена, умение где-то успокоить его, а где-то, наоборот, спровоцировать на «спортивную» злость». Именно от таких нюансов подчас зависит победа. 6
Спрос на тренеров на рынке труда относительно невелик, профессия на относится к числу массовых. Однако не так много и тех, кто может и хочет занять эти вакансии, поэтому сложностей с трудоустройством у них, как правило, не возникает. Информация о таких рабочих местах почти не попадает в средства массовой информации, поиск тренеров осуществляется, главным образом, через отзывы коллег и информацию в узкоспециальных изданиях. 7
8