Автор: Будаева Эржена Амоголоновна, учитель русского языка и литературы МБОУ Харганатская СОШ, Селенгинского района, республики Бурятия
План урока: Географическое положение Тибетские монастыри Лхаса- политический и культурный центр Тибета Чортены Живопись Танка Литье из бронзы Декоративно-прикладное искусство Музыка и танцы
Тибетские монастыри- крупные архитектурные ансамбли- расположены, как правило, на склонах гор и поднимаются уступчатыми террасами от подножия к вершине. Монастыри включают в себя жилища монахов, хранилище рукописей, мастерские, училище и несколько храмов.
Потала в Лхасе- резиденции далай- ламы. Лхаса(жилище Бога), основанная в VII в., издавна была политическим и культурным центром Тибета.
Белый дворец состоит из большого восточного павильона, солнечного павильона, жилых покоев регента и наставника далай-ламы. Большой восточный павильон использовался для официальных церемоний, в Солнечном павильоне далай-лама собственно жил и работал, читал священные тексты, занимался управлением. Красный дворец служил больше местом молитв и религиозных ритуалов, в нём находятся павильоны.
Чортены- разновидность индийской ступы, модель Вселенной, хранящие буддийские реликвии или воздвигнутые в честь событий, связанных с буддизмом.
Ступа в Лхасе, (на фоне дворца Потала) Субурганы Иволгинского дацана ( республика Бурятия) Самая Джарун Хашор, Кижингинский район Бурятии
Какие отличительные особенности архитектурных сооружений вы бы назвали?
Тибетская живопись Тибетская живопись сформировалась под сильным влиянием индийской культуры. Живопись Тибета обычно следует стереотипным формам. В центре произведения располагается большое изображение буддистского божества, окружённого меньшими божествами. Позже главными фигурами стали изображать лам или индийских духовных учителей, а на заднем плане сцены из их жизни. Примерно с ХV в. в тибетской живописи начинает проявляться китайское влияние.
Танка Танка это свиток, на котором обычно изображается буддистское божество, знаменитые сцены из истории тибетского буддизма или мандала. Тханка является непальским видом художественного искусства, которое стало развиваться в Тибете после женитьбы царя Сонгцен Гампо на непальской принцессе Бхрикути.
Литьё из бронзы Тибетское бронзовое литьё, подобно тибетской живописи, несёт в себе глубоко религиозное значение. Статуи и статуэтки от нескольких сантиметров до нескольких метров обычно представляют изображения божеств и почитаемых лам. Многие маленькие статуэтки полые. Внутри у них могут находиться молитвенные свитки или мощи.
Декоративно-прикладное искусство Тибет имеет тысячелетнюю историю ковроткачества. Ковры главным образом использовались в качестве чехлов для сидений, покрывал и попон. Как правило, на одном квадратном дюйме ковра насчитывается сто узелков из шерстяных ниток, в результате получается особенно толстый ворс. Секрет великолепия тибетских ковров заключается также в спрядённой вручную овечьей шерсти высокого качества, окрашенной натуральными красителями такими, как индиго, грецкий орех, крапп и ревень. Другими предметами прикладного искусства являются молитвенные колёса кхор-ло (кхор), ритуальные маски, храмовые рожки, масляные лампы чомэй. Особое внимание привлекают серебряные украшения (серьги, кольца, браслеты), амулет-гау (амулет-минихрам, который носится на шее и содержит фигурку божества или важной духовной личности), богато украшенные палочки для еды и наборы ножей.
Музыка и танцы Музыка Тибета отражает культурное наследие региона. Являясь одним из аспектов тибетскойжизни, она включает в себя религиозные песнопения на тибетском и санскрите, а также фольклор, отражающий повседневную жизнь тибетцев. История развития тибетской музыки уходит корнями в древность к верованию бон и к эпическим сказаниям о народных героях. Со времён распространения буддизма тибетская традиционная музыка и песнопения приобрели особый стиль: возникло речитативное пение, исполняемое низким тембром голоса.
Ритуальный танец цам Ритуальный танец цам, исполняемый монахами и ламами. Каждый момент и жест танца несут определённое значение и смысл. Цам это священный танец в масках, сопровождаемый игрой на длинных трубах, барабанах и тарелках. Главный танцор без маски и в чёрной шляпе это лама, который окружён монахами в масках, представляющими проявления божеств-хранителей. В основу этого танца положены различные истории, связанные с тибетским буддизмом. Часто исполняемым сюжетом является история царя Лангдармы, пытавшегося искоренить буддизм в Тибете.
Источники art.0/0_34e1c_9c299da7_XL art.0/0_34e1c_9c299da7_XL %F2 %F2 Энциклопедия для детей. Искусство. Часть певая. ООО «Мир энциклопедий Аванта плюс»