Политика и управление есть две взаимосвязанные сферы человеческой деятельности, которые на протяжении истории по- разному соотносились друг с другом в зависимости от стадии развития социума, численности проживающего населения и т.д. Но неизменным оставались главные цели и ценности политики и управления- создание и сохранение порядка в социуме, преодоление хаоса в человеческих отношениях, во взаимоотношении общества и природы. Политику и государственное управление объединяет общая природа происхождения, связанная с феноменом власти вообще, и политической в частности. Власть изначально представляет собой, общественно выделенную и организационную силу. Власть есть отношение между людьми, при которых одни властвуют, а другие подчиняются.
Современная система государственного управления- это целостность, образуемая следующими компонентами: - институтами государственного управления; - профессиональной общностью государственных служащих; - профессиональной деятельностью государственной службы; - процессами реализации управленческих функций; - технологией (методами, приёмами и средствами управленческого воздействия); - отношениями и связями, возникающими между субъектами управления, ведущее место среди которых занимают управленческие; - объединенными структурой, представляющей собой определённый способ сочетания компонентов и элементов.
Государственное управление является функцией политики, выступающей по отношению к ней в качестве «учредителя», аналогично субъектам хозяйственной деятельности. Политика является наиболее существенной частью среды государственного управления, совокупностью как внешних, так и внутренних факторов воздействия на реализацию функций управления. Не только политика влияет на администрацию, формируя её, заказывая ей цели, функции, задачи, наделяя полномочиями, контролируя, но и администрация влияет на политику идеологически, в кадровом отношении, материализуя и, часто, корректируя политические решения.
Государственное управление и политика связаны со сферой общественных дел и включены в механизм удовлетворения общественных интересов. В эту сферу входят государственное управление, местное самоуправление. Государственное управление осуществляет политику государства. Но нельзя не признать и того, что органы государственного управления, бюрократия зачастую играют самостоятельную роль в политическом процессе, оказывая на него существенное влияние. Государственное управления является важнейшим политическим ресурсом. Государственное управление является центром политической борьбы за власть. В этом отношении политика неотделима от управления, а управление от политики.
В настоящее время государственная политика по сравнению с политической деятельностью любого другого института политического участия (партии, движения) неизменно и отчетливо выражает всеобщие интересы населения и граждан в целом. Этим она объективно способствует поддержанию и воспроизведению социально- политической целостности общества. С политико- социологической точки зрения, политика- это властный способ организации общества, политический процесс достижения и поддержания его целостности на основе согласования разнообразных интересов, управление обществом со стороны политической элиты на основе институтов. Государственная политика представляет собой целостную систему, в содержании которой с необходимостью входят субстанциональные (государственная власть), человеческие (социальные субъекты), институциональные (правительство) и процессуальные компоненты. Они активно взаимодействуют по поводу регулирующего влияния на экономику, социальную сферу и на основе конкретных правил.
Можно сделать вывод, что целостная совокупность всех человеческих, институциональных, процессуальных и духовных компонентов (социальные субъекты, институты, цели, принципы, методы, интересы), объединённых на основе императивной государственной власти для политического управления экономикой, социальной и иными сферами общества, и представляют собой системы государственной политики. Соотношение политики и государственного управления всегда носит конкретный характер. Оно зависит от множества факторов, в том числе от уровня организации политической власти, форм государственного правления, типа политического режима.