Социально-психологические аспекты профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних
Особенности суицидального поведения подростков Суициду предшествуют кратковременные, объективно не тяжелые конфликты в сферах близких отношений (семье, школе, группе) Конфликт воспринимается как крайне значимый и травматический, вызывая внутренний кризис и драматизация событий Суицидальный поступок воспринимается в романтически- героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное, мужественное решение. Суицидальное поведение регулируется скорее порывом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного расчета. Средства самоубийства выбраны неумело Подражательный характер. Подражание товарищам, кумирам, героям книг или фильмов.
Мотивы Призыв. Способ попросить помощи. Уход от проблем, потерял надежду изменить жизнь к лучшему. Месть. Попытка сделать больно другому человеку. «Они еще пожалеют» Самонаказание. Ребенок решает, что он не заслуживает права жить.Желание облегчить жизнь своей семье Бегство от наказания.
Факторы суицидального риска Факторы семейного неблагополучия Психологические факторы (личностные особенности) Травматические факторы Время года Возрастной фактор
Причины Проблемы и конфликты в семье (развод, насилие в семье, нарушения общения с близкими, семьей). Несчастная любовь. Конфликты с друзьями, проблемы в школе. Потеря родственников и близких. Подражание кумирам, из чувства коллективизма
Типы суицида Истинный (когда человек действительно хочет убить себя). Чаще использует повешание. Аффективный (с преобладанием эмоционального момента). Обусловлено сильным аффектом и сопровождается дезорганизацией и сужением сознания. Чаще прибегают к попыткам повешания, отравления токсичными препаратами Демонстративный (самоубийство как способ привлечь внимание к своей личности, оказание давления на окружающих значимых лиц с целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную сторону). Проявляется в виде порезов вен, отравлении лекарствами, изображения повешания.
Признаки готовящегося самоубийства Словесные признаки Часто говорит о своем душевном состоянии Шутит на тему самоубийства. Проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти. Поведенческие признаки. Приведение дел в порядок. Прощание. Демонстрируют радикальные перемены. Ситуационные признаки. Социально изолирован. Живет в нестабильном состоянии. Ощущает себя жертвой насилия. Имеет склонность к самоубийству. Перенес тяжелую потерю.
Стратегии помощи Выслушивайте Обсуждайте Будьте внимательны Задавайте вопросы Подчеркивайте временный характер
Направления деятельности Информирование Повышение психологической культуры родителей Повышение психологической культуры учителей Первичная профилактика Выявление детей суицидального риска Сопровождение детей «группы риска». Реабилитация