Макарова Е.А. 1 Организационный менеджмент
Макарова Е.А.2 Тема 7. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Сущность и общая характеристика организационных структур управления предприятия Управленческие полномочия. Реализация и делегирование полномочий, ответственность в системе менеджмента Типы организационных структур управления, их особенности, преимущества и недостатки. Современные тенденции и подходы к построению и развитию организационных структур предприятия
Макарова Е.А.3 Виды организаций Организация Группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей Неформальная организация Формальная организация Спонтанно возникающая группа людей, достаточно регулярно вступающих во взаимодействия друг с другом Организация, обладающая правом юридического лица, цели деятельности которой закреплены в учредительных документах, а функционирование ее – в нормативных актах, соглашениях и положениях, регламентирующих права и ответственность каждого из участников организации
Макарова Е.А.4 НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ФОРМАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ Организации, деятельность которых направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг Организации, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками организации
Макарова Е.А.5 Организации могут быть классифицированы по следующим признакам: организационно-правовая форма (ОПФ); форма собственности; целевое назначение; широта производственного профиля; характер сочетания науки и производства; число стадий производства; расположение предприятия.
Макарова Е.А.6 Классификация организаций по ряду признаков По целевому назначению По широте производственного профиля частные государственные муниципальные общественные производство продукции выполнение работ оказание услуг специализированные диверсифицированные По расположению предприятия По собственности научные одностадийные на одной территории производственные многостадийные на одной географической точке научно- производственные в разных географических точках ОРГАНИЗАЦИИ По характеру сочетания науки и производства По числу стадий производственного процесса
Макарова Е.А.7 Система – это совокупность взаимосвязанных элементов, образующих единое целое и определенным образом взаимодействующих для достижения заданной цели
Макарова Е.А.8 Признаки систем Наличие цели Упорядоченность элементов: определенный порядок расположения материалов, энергии и информации Упорядоченность входов и выходов Совокупность предпочтений (приоритеты, критерии, оценки).
Макарова Е.А.9 Система управления - это совокупность элементов различной природы, образующая единое целое и предназначенная для реализации функций управления
Макарова Е.А.10 Организации – открытые социально-экономические системы ВНЕШНЯЯ СРЕДА ВХОД Ресурсы: - материально- технические; - людские; - энергетические; - финансовые; - информационные ОРГАНИЗАЦИЯ Процесс преобразования входов (материальные и информационные процессы) ВЫХОД - продукция или услуги; - информация; - финансы; - экономические характеристики выходов
Макарова Е.А.11 Особенности социально-экономических систем: изменчивость (нестационарность) отдельных параметров системы и стохастичность ее поведения; уникальность и непредсказуемость поведения системы в конкретных условиях и вместе с тем наличие у нее предельных возможностей, определяемых имеющимися ресурсами; способность противостоять разрушающим систему тенденциям; способность адаптироваться к изменяющимся условиям; способность изменять свою структуру и формировать варианты поведения; способность и стремление к целеобразованию, т.е. формированию целей внутри системы.
Макарова Е.А.12 В организации как системе различают следующие элементы: функциональные области деятельности организации элементы производственного процесса элементы управления
Макарова Е.А.13 Функциональные области деятельности организации - это основные виды деятельности, объединенные специфической целью и однородностью выполняемых взаимосвязанных задач, выполнение которых необходимо для достижения всей организацией поставленных целей
Макарова Е.А.14 Функциональные области выступают объектами менеджмента в организациях и определяют их структуру управления Типичными функциональными областями являются: производство маркетинг (сбыт) персонал финансы НИОКР (инновации)
Макарова Е.А.15 Примеры основных целей функциональных областей организации Функциональная область Специфическая цель ПроизводствоДостичь наивысшей производительности труда при производстве всех (или определенных) видов продукции МаркетингВыйти на первое место по продаже продукции (определенного вида) на рынке ПерсоналОбеспечить условия, необходимые для развития творческого потенциала работников и повышения уровня удовлетворенности и заинтересованности в работе ФинансыСохранять и поддерживать на необходимом уровне все виды финансовых ресурсов НИОКРПоддерживать конкурентоспособность и инновационность (постоянное обновление) выпускаемой продукции
Макарова Е.А.16 Линейная структура Директор Руководитель подразделения А Руководитель подразделения В исполнители
Макарова Е.А.17 Функциональная структура Директор Функциональный руководитель
Макарова Е.А.18 Линейно-функциональная структура Функциональные подразделения Линейные подразделения Директор Отдел маркетинга Производственный отдел Отдел кадров Финансовый отдел Цех 1Цех 5Цех 4Цех 3Цех 2
Макарова Е.А.19 Линейно-штабная структура Директор Руководитель линейного подразделения 1 Штаб (руководители функциональных подразделений) Руководитель линейного подразделения 2 исполнители штаб функции исполнители штаб функции
Макарова Е.А.20 Линейно-штабная структура Директор Руководитель линейного подразделения 1 Штаб (руководители функциональных подразделений) Руководитель линейного подразделения 2 исполнители штаб функции исполнители штаб функции
Макарова Е.А.21 Матричная структура Генеральный директор Менеджер проекта 1 Менеджер проекта 2 Директор по маркетингу Директор по финансам Директор по производству Директор по науки Этапы работы
Макарова Е.А.22 Дивизиональная структура Генеральный директор Продуктовая группа АПродуктовая группа БПродуктовая группа В Регион 1 Регион 2 Регион 3 Производство Маркетинг Сбыт