Мир византийской культуры Преподаватель истории Косарева Ирина Александровна МОУ Дивеевская СОШ С. Дивеево Нижегородской области.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Художественная культура Византии. Новый тип церковного здания – крестово- купольный храм ( сочетание элементов античного и восточного зодчества )
Advertisements

Собор святой Софии в Константинополе. Айя-София. О. Мандельштам. 1912г. Айя-София здесь остановиться Судил Господь народам и царям! Ведь купол твой, по.
Дай определение Подиум – Подиум – Пилястра – Пилястра – Колонна – Колонна – Капитель – Капитель – Целла – Целла –
МИР ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ МХК класс
Мир Византийской культуры. План базилики Св. Софии.
Подготовила учитель истории МОУ Талаканской СОШ 6 Черткова Ольга Александровна.
Мировая художественная культура Урок 17 «Архитектура Византии»
МИР ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ. 2 Два источника развития Византийской культуры Византийская культура Античная культура Христианская религия.
Византийская империя Крестово-купольные храмы Мозаичные и фресковые росписи Иконография Книжная миниатюра Церковное хоровое пение.
Мозаики и фрески Киевской Софии. 1. Краткие сведения о соборе. 2. Мозаики и фрески собора.
Выполнила: Ванюхина Анастасия Владимировна. Тема: Византийская культура.
Мозайка церкви Сан – Витале в Равенне. (VIв.) 1) Юрчак Владимира «8В» класса.
ЗАПАДНАЯ - СТОЛИЦА РАВЕННА ВОСТОЧНАЯ -СТОЛИЦА КОНСТАНТИНОПОЛЬ Античное наследие явилось основой византийского стиля.
Искусство византийской мозаики Урок по МХК в 9 классе Выполнила Добрынина Антонина Анатольевна.
Каноны византийской архитектуры. Согласно Апостольским Постановлениям, храм должен быть продолговатым, как корабль, обращенным на восток (в сторону Иерусалима,
ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ. Эпиграф урока: «В начале было слово. Слово было Бог»
Храм Святой Софии.. Искусство Византии следует рассматривать как художественную культуру Византийской империи, первоначально рабовладельческой, далее.
Искусство 8 класс Учитель Изобразительного искусства и черчения Якушева Резеда Шагидулловна МОУ Новорождественская СОШ Цель урока: ознакомиться с разнообразием.
Тема урока « Культура Византии » Средние века 6 класс.
ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА. Византийская империя Особенности византийской культуры Синтез западных и восточных элементов при главенстве греко- римских традиций.
Транксрипт:

Мир византийской культуры Преподаватель истории Косарева Ирина Александровна МОУ Дивеевская СОШ С. Дивеево Нижегородской области

На берегу Босфора римским императором Константином в годах был возведен Константинополь - «новый Рим», столица будущего Византийского государства. Сказочно красивым представлялся город пришельцам с Запада, Востока и Севера.

395 год – раздел Римской империи на Западную и Восточную 476 год – падение Западной Римской империи

Достижения византийской архитектуры Византийская архитектура складывалась постепенно, в ней органично сочетались элементы античного и восточного зодчества.

Церковь Сан Витале в Равенне VI в. Главным архитектурным сооружением был храм, так называемая базилика (греч. «царский дом»)

Интерьер византийской базилики Базилика отличается простотой плана: это вытянутое здание, продольно разделенное внутри рядами колонн на части, так называемые нефы (греч. «корабль»), число которых достигает 3 или 5. Все храмы ориентированы на Восток, так как там, по представлению христиан находится Иерусалим – центр земли. На Востоке к остальному прямоугольному объему примыкает полукруглая ниша – апсида с расположенным в ней алтарем – священной частью храма.

Интерьер церкви Сан Витале в Равенне Внешний вид базилики подчеркнуто скуп и строг, зато ее интерьеры украшены облицовкой из мрамора и гранита мозаиками и фресковыми росписями.

План крестово – купольного храма Позднее все большее значение приобретает новый тип храма – крестово – купольный, имеющий в плане форму креста с куполом в центре. Позднее все большее значение приобретает новый тип храма – крестово – купольный, имеющий в плане форму креста с куполом в центре.

Собор Святой Софии в Константинополе Наивысшее достижение византийской архитектуры – собор Святой Софии в Константинополе, соединивший базилику с купольным перекрытием.

Собор Святой Софии в Константинополе Храм «премудрости Божьей» воздвигли два архитектора – Анфимий и Исидор.

План собора Святой Софии в Константинополе В плане храм представляет собой прямоугольник, в центре которого четыре массивные опоры обозначают огромный квадрат.

Купол собора Святой Софии Центральный купол Софии, составляющий в диаметре 31,5 м, - самое замечательное достижение византийских зодчих, в котором воплощено представление о космическом подобии мира.

Купол собора Святой Софии Снизу купол кажется парящим в воздухе, так как тонкие части стены между окнами не видны. Оптический эффект породил легенду о том, что купол подвешен с неба на золотой цепи.

Интерьер собора Святой Софии Всех изумляет зеленая и розоватая мраморная облицовка стен и золотая мозаика сводов. Колонны объединены волнистыми аркадами, что создает впечатление ритмического движения.

О. Э. МАНДЕЛЬШТАМ Айя София – здесь остановиться Судил Господь народам и царям! Ведь купол твой, по слову очевидца, Как на цепи подвешен к небесам.

О. Э. МАНДЕЛЬШТАМ И всем векам – пример Юстиниана, Когда похитить для чужих богов Позволила эфесская Диана Сто семь зеленых мраморных столбов. Но что же думал твой строитель щедрый, Когда, душой и помыслом высок, Расположил апсиды и экседры, Им указав на запад и восток?

О. Э. МАНДЕЛЬШТАМ Прекрасен храм, купающийся в мире, И сорок окон – света торжество; На парусах, под куполом, четыре Архангела прекраснее всего. И мудрое сферическое зданье Народы и века переживет, И серафимов гулкое рыданье Не покоробит темных позолот.

Мерцающий свет византийских мозаик Мировую славу приобрели мозаики Византии. Используя античную технологию изготовления мозаик, византийские мастера нашли и свои, оригинальные способы их создания. Кусочки матовой или прозрачной смальты с тончайшей золотой подкладкой, а иногда каменные кубики различной формы и величины закреплялись в связующей основе под разным наклоном. Это позволяло лучам солнца или свету зажженной свечи вспыхивать, отражаться и искриться золотом, пурпуром и синевой.

Мозаики Равенны Лучше всего сохранились мозаики Равенны – города на севере Италии, в VI в. центра византийской провинции. Особую известность приобрели мозаичные росписи церкви Сан Витале.

Император Юстиниан На одной из них в центре изображен император Юстиниан, приносящий в дар церкви тяжелую золотую чашу. Его голову венчают диадема и нимб – символ святости. На нем богатые цветные одежды, украшенные золотом.

Императрица Феодора Мозаика на противоположной стене изображает императрицу Феодору. Она входит в храм, неся в руках потир с золотыми монетами. Вокруг шеи и на плечах роскошные ожерелья.

А. А. Блок РАВЕННА Всё, что минутно, всё, что бренно, Всё, что минутно, всё, что бренно, Похоронила ты в веках. Похоронила ты в веках. Ты, как младенец, спишь, Равенна, Ты, как младенец, спишь, Равенна, У сонной вечности в руках. У сонной вечности в руках. Рабы сквозь римские ворота Рабы сквозь римские ворота Уже не ввозят мозаик. Уже не ввозят мозаик. И догорает позолота И догорает позолота В стенах прохладных базилик. В стенах прохладных базилик.

Мозаики церкви Успения в Никее VII век Замечательны и мозаики церкви Успения в Никее. Изображение одного из самых знаменитых ангелов «Дюнамиса», являет собой совершенный пример одухотворенности и благородства. Замечательны и мозаики церкви Успения в Никее. Изображение одного из самых знаменитых ангелов «Дюнамиса», являет собой совершенный пример одухотворенности и благородства.

Искусство иконописи В христианских храмах были не только мозаики и фресковые композиции, но и иконы (греч. «образ»).Характерными особенностями икон становятся фронтальность изображения, строгая симметрия по отношению к центральной фигуре Христа или богоматери, подчеркнуто высокий лоб – средоточие духовного начала, сияющий нимб вокруг головы, пристальный суровый взор увеличенных глаз, декоративность и условность одежды, подчеркивающей бесплотность, бестелесность фигур. Цвет на иконах символичен. Золото и пурпур выражают идею царственности, синий – божественности, белый символизирует нравственную чистоту и невинность. В христианских храмах были не только мозаики и фресковые композиции, но и иконы (греч. «образ»).Характерными особенностями икон становятся фронтальность изображения, строгая симметрия по отношению к центральной фигуре Христа или богоматери, подчеркнуто высокий лоб – средоточие духовного начала, сияющий нимб вокруг головы, пристальный суровый взор увеличенных глаз, декоративность и условность одежды, подчеркивающей бесплотность, бестелесность фигур. Цвет на иконах символичен. Золото и пурпур выражают идею царственности, синий – божественности, белый символизирует нравственную чистоту и невинность.

Сергий и Вакх. VI век На одной из ранних византийских икон «Сергий и Вакх» запечатлены святые мученики, особенно почитавшиеся в Константинополе. На одной из ранних византийских икон «Сергий и Вакх» запечатлены святые мученики, особенно почитавшиеся в Константинополе.

Владимирская Богоматерь Шедевром византийской иконописи по праву считается икона «Владимирской Богоматери» (начало XII века), привезенная на Русь из Константинополя в 1155 г. Множество легенд связано с этой иконой. По старинному обычаю, ее везли на санях летом. В нескольких верстах от Владимира неожиданно встали кони, и никакая сила не могла сдвинуть их с места. Тогда и решили: икона останется на этой земле. Во Владимире построили огромный Успенский собор и поместили в нем эту удивительную икону – одну из самых почитаемых православных святынь.

Владимирская Богоматерь Мир переживаний Богоматери глубоко человечен. В нем выражено то, что близко и понятно всем людям, - идея жертвенности материнской любви.

Конец истории Византии Турецкие войска, завоевавшие Константинополь в 1453 году, поставили точку в истории Византийской империи. Но это не был конец ее художественного и культурного развития.