МИР ИСКУССТВА русское художественное объединение 4 КЛАСС.
Художественное объединение «Мир искусства» заявило о себе выпуском одноимённого журнала на рубеже XIXXX вв. Выход первого номера журнала «Мир искусства» в Петербурге в конце 1898 г. стал итогом десятилетнего общения группы живописцев и графиков во главе с Александром Николаевичем Бенуа ( ). Художественное объединение «Мир искусства» заявило о себе выпуском одноимённого журнала на рубеже XIXXX вв. Выход первого номера журнала «Мир искусства» в Петербурге в конце 1898 г. стал итогом десятилетнего общения группы живописцев и графиков во главе с Александром Николаевичем Бенуа ( ).
Мировоззренческие установки ведущих деятелей ««Мир искусства» во многом зависели от их острого неприятия господствующего антиэстетизма современного общества, смутного предчувствия грядущих общественных потрясений и желания противопоставить тревожной реальности исконные духовные и художественные ценности. Мировоззренческие установки ведущих деятелей ««Мир искусства» во многом зависели от их острого неприятия господствующего антиэстетизма современного общества, смутного предчувствия грядущих общественных потрясений и желания противопоставить тревожной реальности исконные духовные и художественные ценности.
Теоретики ««Мир искусства» выдвигали принцип эстетизации действительности. отводя т. о. искусству роль своего рода преобразователя жизни. Просветительский пафос деятельности мастеров ««Мир искусства» проявился в их стремлении возбудить всеобщий интерес к искусству прошлого (ретроспективизм), в их постоянной заботе об охране памятников старины, а также желании шире ознакомить публику с новейшими течениями современного искусства. Теоретики ««Мир искусства» выдвигали принцип эстетизации действительности. отводя т. о. искусству роль своего рода преобразователя жизни. Просветительский пафос деятельности мастеров ««Мир искусства» проявился в их стремлении возбудить всеобщий интерес к искусству прошлого (ретроспективизм), в их постоянной заботе об охране памятников старины, а также желании шире ознакомить публику с новейшими течениями современного искусства.
Декларируя независимость искусства и отрицая его тенденциозность, они огвергали как академизм, так и творчество, выступали с критикой эстетики русских революционных демократов (прежде всего Н. Г. Чернышевского) и концепций В. В. Стасова. Декларируя независимость искусства и отрицая его тенденциозность, они огвергали как академизм, так и творчество передвижников, выступали с критикой эстетики русских революционных демократов (прежде всего Н. Г. Чернышевского) и концепций В. В. Стасова.передвижников
Для представителей ««Мир искусства» характерно также постоянное обращение наряду с историческим к «сочинённому» (подчас фантастическому) пейзажу, широкое использование приёмов гротеска, элементов игры, карнавала и театра, мотивов маски и куклы-марионетки, сна и видений, тяготение к «роковой» символике, сказочному, эротическому. Для представителей ««Мир искусства» характерно также постоянное обращение наряду с историческим к «сочинённому» (подчас фантастическому) пейзажу, широкое использование приёмов гротеска, элементов игры, карнавала и театра, мотивов маски и куклы-марионетки, сна и видений, тяготение к «роковой» символике, сказочному, эротическому.
Главная идея объединения была выражена в статье выдающегося мецената и знатока искусства Сергея Павловича Дягилева ( ) «Сложные вопросы. Наш мнимый упадок». Основной целью художественного творчества объявлялась красота, причём красота в субъективном понимании каждого мастера. Такое отношение к задачам искусства давало художнику абсолютную свободу в выборе тем, образов и выразительных средств, что для России было достаточно ново и необычно. Главная идея объединения была выражена в статье выдающегося мецената и знатока искусства Сергея Павловича Дягилева ( ) «Сложные вопросы. Наш мнимый упадок». Основной целью художественного творчества объявлялась красота, причём красота в субъективном понимании каждого мастера. Такое отношение к задачам искусства давало художнику абсолютную свободу в выборе тем, образов и выразительных средств, что для России было достаточно ново и необычно. А. Бенуа.С. П. Дягилев
Как цельное литературно- художественное объединение «Мир искусства» просуществовал недолго. Разногласия между художниками и литераторами привели в 1904 г. к тому, что журнал закрыли. Возобновление в 1910 г. деятельности группы уже не могло вернуть её былой роли. Но в истории русской культуры это объединение оставило глубочайший след. Именно оно переключило внимание мастеров с вопросов содержания на проблемы формы и изобразительного языка. Как цельное литературно- художественное объединение «Мир искусства» просуществовал недолго. Разногласия между художниками и литераторами привели в 1904 г. к тому, что журнал закрыли. Возобновление в 1910 г. деятельности группы уже не могло вернуть её былой роли. Но в истории русской культуры это объединение оставило глубочайший след. Именно оно переключило внимание мастеров с вопросов содержания на проблемы формы и изобразительного языка. К. Сомов. А.. Блок.
Отличительной особенностью художников «Мира искусства» была многогранность. Они занимались и живописью, и оформлением театральных постановок, и декоративно- прикладным искусством. Однако важнейшее место в их наследии принадлежит графике. Отличительной особенностью художников «Мира искусства» была многогранность. Они занимались и живописью, и оформлением театральных постановок, и декоративно- прикладным искусством. Однако важнейшее место в их наследии принадлежит графике. А. Бенуа. Арлекинада. Заставка для журнала «Золотое руно» 1906.
Лучшие произведения Бенуа графические; среди них особенно интересны иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» ( гг.). Главным «героем» всего цикла стал Петербург: его улицы, каналы, архитектурные шедевры предстают то в холодной строгости тонких линий, то в драматическом контрасте ярких и тёмных пятен. Лучшие произведения Бенуа графические; среди них особенно интересны иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» ( гг.). Главным «героем» всего цикла стал Петербург: его улицы, каналы, архитектурные шедевры предстают то в холодной строгости тонких линий, то в драматическом контрасте ярких и тёмных пятен. А. Бенуа. «Медный всадник»
Творчеству Бенуа близка романтическая идея противопоставления одинокого страдающего героя и мира, равнодушного к нему и этим убивающего его. Творчеству Бенуа близка романтическая идея противопоставления одинокого страдающего героя и мира, равнодушного к нему и этим убивающего его. А. Бенуа. Итальянская комедия
Оформление театральных спектаклей -- самая яркая страница в творчестве Льва Самуиловича Бакста (настоящая фамилия Розенберг; ). Наиболее интересные его работы связаны с оперными и балетными постановками «Русских сезонов» в Париже гг. своеобразного фестиваля русского искусства, организованного Дягилевым. Оформление театральных спектаклей -- самая яркая страница в творчестве Льва Самуиловича Бакста (настоящая фамилия Розенберг; ). Наиболее интересные его работы связаны с оперными и балетными постановками «Русских сезонов» в Париже гг. своеобразного фестиваля русского искусства, организованного Дягилевым. Л. Бакст.Эскиз декорации.
Бакст выполнил эскизы декораций и костюмов к опере «Саломея» Р. Штрауса, сюите «Шехеразада» Н. А. Римского- Корсакова, балету «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси и другим спектаклям. Особенно замечательны эскизы костюмов, ставшие самостоятельными графическими произведениями. Художник моделировал костюм, ориентируясь на систему движений танцовщика, через линии и цвет он стремился раскрыть рисунок танца и характер музыки. В его эскизах поражают острота видения образа, глубокое понимание природы балетных движений и удивительное изящество. Бакст выполнил эскизы декораций и костюмов к опере «Саломея» Р. Штрауса, сюите «Шехеразада» Н. А. Римского- Корсакова, балету «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси и другим спектаклям. Особенно замечательны эскизы костюмов, ставшие самостоятельными графическими произведениями. Художник моделировал костюм, ориентируясь на систему движений танцовщика, через линии и цвет он стремился раскрыть рисунок танца и характер музыки. В его эскизах поражают острота видения образа, глубокое понимание природы балетных движений и удивительное изящество. Л. Бакст.Эскиз костюма.
Одной из главных тем для многих мастеров «Мира искусства» стало обращение к прошлому, тоска по утраченному идеальному миру. Любимой эпохой было XVIII столетие, и прежде всего период рококо. Художники не только пытались воскресить это время в своём творчестве они привлекли внимание публики к подлинному искусству XVIII в., фактически заново открыв творчество французских живописцев Антуана Ватто и Оноре Фрагонара и своих соотечественников Фёдора Рокотова и Дмитрия Левицкого. Одной из главных тем для многих мастеров «Мира искусства» стало обращение к прошлому, тоска по утраченному идеальному миру. Любимой эпохой было XVIII столетие, и прежде всего период рококо. Художники не только пытались воскресить это время в своём творчестве они привлекли внимание публики к подлинному искусству XVIII в., фактически заново открыв творчество французских живописцев Антуана Ватто и Оноре Фрагонара и своих соотечественников Фёдора Рокотова и Дмитрия Левицкого. Е. Лансере.
С образами «галантного века» связаны работы Бенуа, в которых версальские дворцы и парки представлены как прекрасный и гармоничный, но покинутый людьми мир. С образами «галантного века» связаны работы Бенуа, в которых версальские дворцы и парки представлены как прекрасный и гармоничный, но покинутый людьми мир. А. Бенуа.
Евгений Евгеньевич Лансере ( ) предпочитал изображать картины русской жизни XVIII в, выражая радостное, романтически- взволнованное повествование, любование архитектурной и корабельной фактурой, декоративной красотой петербургских марин. Евгений Евгеньевич Лансере ( ) предпочитал изображать картины русской жизни XVIII в, выражая радостное, романтически- взволнованное повествование, любование архитектурной и корабельной фактурой, декоративной красотой петербургских марин. Е. Лансере. Петербург 18 века.
С особенной выразительностью мотивы рококо проявились в работах Константина Андреевича Сомова ( ). Он рано приобщился к истории искусства (отец художника был хранителем коллекций Эрмитажа). С особенной выразительностью мотивы рококо проявились в работах Константина Андреевича Сомова ( ). Он рано приобщился к истории искусства (отец художника был хранителем коллекций Эрмитажа). Закончив Академию художеств, молодой мастер стал великолепным знатоком старой живописи. Сомов блистательно имитировал её технику в своих картинах. К. Сомов. Каток.1915.
Основной жанр его творчества можно было бы назвать вариациями на тему «галантной сцены». Действительно, на полотнах художника словно вновь оживают персонажи Ватто дамы в пышных платьях и париках, актёры комедии масок. Они кокетничают, флиртуют, поют серенады в аллеях парка, окружённые ласкающим сиянием предзакатного света. Основной жанр его творчества можно было бы назвать вариациями на тему «галантной сцены». Действительно, на полотнах художника словно вновь оживают персонажи Ватто дамы в пышных платьях и париках, актёры комедии масок. Они кокетничают, флиртуют, поют серенады в аллеях парка, окружённые ласкающим сиянием предзакатного света. К. Сомов.
Ностальгическое восхищение прошлым Сомову удалось особенно тонко выразить через женские образы. Знаменитая работа «Дама в голубом» ( гг.) портрет современницы мастера художницы Е. М. Мартыновой. Она одета по старинной моде и изображена на фоне поэтичного пейзажного парка. Но идиллическая мягкость пейзажа кажется нереальной, существующей только в воображении художника. Ностальгическое восхищение прошлым Сомову удалось особенно тонко выразить через женские образы. Знаменитая работа «Дама в голубом» ( гг.) портрет современницы мастера художницы Е. М. Мартыновой. Она одета по старинной моде и изображена на фоне поэтичного пейзажного парка. Но идиллическая мягкость пейзажа кажется нереальной, существующей только в воображении художника. К. Сомов. Дама в голубом.
Мстислав Валерианович Добужинский ( ) сосредоточил своё внимание главным образом на городском пейзаже. Его Петербург в отличие от Петербурга Бенуа лишён романтического ореола. Художник выбирает самые непривлекательные, «серые» виды, показывая город как огромный механизм, убивающий душу человека. Мстислав Валерианович Добужинский ( ) сосредоточил своё внимание главным образом на городском пейзаже. Его Петербург в отличие от Петербурга Бенуа лишён романтического ореола. Художник выбирает самые непривлекательные, «серые» виды, показывая город как огромный механизм, убивающий душу человека. М. Добужинский. Петербург
Композиция картины «Человек в очках» («Портрет К. А. Сюннерберга», гг.) строится на противопоставлении героя и города, который виден сквозь широкое окно. За яркостью красок выступает «механическая» унылость городских домов. Герой отрешён, погружен в себя, в его в лице нет ничего, кроме усталости и опустошённости. Композиция картины «Человек в очках» («Портрет К. А. Сюннерберга», гг.) строится на противопоставлении героя и города, который виден сквозь широкое окно. За яркостью красок выступает «механическая» унылость городских домов. Герой отрешён, погружен в себя, в его в лице нет ничего, кроме усталости и опустошённости. М. Добужинский. Человек в очках
Ей принадлежала главная роль в деле возрождения в России станковой гравюры на дереве как самостоятельного вида творчества Оригинальные приемы обобщения формы и цвета, выработанные ею, были усвоены и использованы многими другими художниками. Основной темой ее гравюр был Петербург, изображению которого она посвятила несколько десятилетий неустанного труда. Анна Петровна Остроумова- Лебедева ( ). Ей принадлежала главная роль в деле возрождения в России станковой гравюры на дереве как самостоятельного вида творчества Оригинальные приемы обобщения формы и цвета, выработанные ею, были усвоены и использованы многими другими художниками. Основной темой ее гравюр был Петербург, изображению которого она посвятила несколько десятилетий неустанного труда.
Серебрякова Зинаида Евгеньевна ( ).Ее произведения воспринимаются сейчас как реквием тому лучшему, что отличало русскую дореволюционную деревню. Многолетние наблюдения над деревенской жизнью обогащены влиянием произведений А. Г. Венецианова, которого Серебрякова очень любила, и опытом великих мастеров итальянского Возрождения. Серебрякова Зинаида Евгеньевна ( ).Ее произведения воспринимаются сейчас как реквием тому лучшему, что отличало русскую дореволюционную деревню. Многолетние наблюдения над деревенской жизнью обогащены влиянием произведений А. Г. Венецианова, которого Серебрякова очень любила, и опытом великих мастеров итальянского Возрождения.А. Г. ВенециановаА. Г. Венецианова З.Серебрякова. Крестьяне
В период Революции художники- мирискусники (Добужинский, Лансере, Серов и др.) выступают как мастера политической сатиры. В период Революции художники- мирискусники (Добужинский, Лансере, Серов и др.) выступают как мастера политической сатиры. Е. Лансере.
Спектакли, организованные во 2-й половине 1900-х е гг. Дягилевым, т. н. Русские сезоны и Русский балет за границей, в оформлении которых участвовали многие члены ««Мир искусства», явились образцами синтеза искусств. С 1917 ряд представителей ««Мир искусства» (Бенуа, Грабарь и др.) активно обратились к музейно- организационной и реставрационной деятельности. Спектакли, организованные во 2-й половине 1900-х е гг. Дягилевым, т. н. Русские сезоны и Русский балет за границей, в оформлении которых участвовали многие члены ««Мир искусства», явились образцами синтеза искусств. С 1917 ряд представителей ««Мир искусства» (Бенуа, Грабарь и др.) активно обратились к музейно- организационной и реставрационной деятельности. Русские сезоны Русские сезоны