отношения носят субъект- субъектный характер; восприятие и оценка партнерами друг друга всегда субъективны и нередко подвержены изменениям в зависимости от конкретных условий Общение как понимание
КАК ПРОИСХОДИТ ВОСПРИЯТИЕ - «социальная перцепция». встречают партнера по общению «по одежке», т. е. по внешним признакам (наиболее информативными являются внешность, физические качества, одежда и поведение).
механизмы социальной перцепции эмпатия, аттракция, казуальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия. способы, посредством которых люди воспринимают и определенным образом интерпретируют, понимают и оценивают друг друга.
Эмпатия это постижение эмоционального состояния другого человека, если можно так сказать, «вчувствование», поскольку слово состоит из корня pathos, означающего «чувство», «переживание», и приставки, означающей «находящийся внутри, в пределах чего-либо». Любопытно, что отрицательные эмоциональные переживания другого человека (горе, печаль) легче вызывают эмпатию, чем положительные.
Формы эмпатии повторение, когда один человек непосредственно, непроизвольно воспроизводит эмоцию другого; переживания, основанные на ситуации, в которой находится другой человек; это сочувствие, сопереживание.
Механизм казуальной атрибуции Военный – смелый; Чиновник - взяточник; Отличник – умный… приписывание человеку определенных причин поведения. (приписывание основано на сходстве этого поведения с известными прототипами или с собственным поведением в аналогичных ситуациях).
Аттракция - особая форма восприятия и понимания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого положительного чувства, симпатии, привязанности. (чем более симпатичен нам человек, тем лучше мы понимаем его поступки).
идентификация в ней ведущую роль играет не эмоциональная, а рациональная составляющая; в процессе идентификации субъект ставит себя на место другого на основе собственных представлений о нем.
Важную роль в социальной перцепции играет социальная рефлексия самовосприятие и интерпретация собственных действий и побуждений, своих особенностей и их влияния на впечатление других людей.
Человек в процессе социальной рефлексии предстает как бы в трех позициях: «я», каким я являюсь в действительности; «я», каким я вижу самого себя; «я», каким меня видит партнер по общению.
СТЕРЕОТИПЫ И «ЭФФЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ» Стереотип это устойчивый, а нередко и упрощенный образ какого-либо явления или человека, складывающийся в условиях дефицита информации. Стереотип это часть прошлого опыта, сформированного бытовой и профессиональной деятельностью, закрепившегося в мышлении и постоянно используемого при решении типичных задач, которые ставит жизнь.
Что влияет на формирование стереотипов? Социальные стереотипы возникают прежде всего под воздействием групповых норм. Возрастные, половые, семейные, профессиональные нормы ограничивают движение мысли в одних направлениях и поощряют в других.
Проблема«идолов» Фрэнсис Бэкон ( гг.) «Идолы рода» это ошибки, совершаемые под влиянием общественного мнения; «Идолы пещеры» это стереотипы, сформировавшиеся в общении, а затем проникшие в другие сферы («эффект ореола», «эффект проекции», «эффект порядка», «эффект ложного обобщения»; «Идолы рынка» - преклонение перед мнением великих.. человек склонен чаще объяснять свое поведение внешними обстоятельствами, а поступки других их личными качествами; уверенность в том, что большинство людей в данных условиях поступят так же, как поступил он сам.
«эффект ореола» мнение наблюдателя или партнера по общению о другом партнере, его достоинствах и недостатках как бы «окутывает» его реальный образ. «Таня хороший товарищ, потому что она хорошо учится».
«эффект проекции» - приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному свои недостатки. «Приятно иметь дело с симпатичным кроликом».
«эффект порядка» (или «эффект первичности») состоит в том, что на общее впечатление от общения оказывают влияние полученные ранее сведения.
«эффект ложного обобщения» - на основании утверждений о наличии определенных качеств у отдельных представителей социальной группы делается вывод о том, что эти качества есть у всех ее членов. «Все учителя злые».
Литература: Боголюбов Л.Н. Обществознание 10 класс профиль, М., «Просвещение», 2009 г. Интернет-ресурсы: