Учебная дисциплина «Методика экологического образования» ТЕМА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ: «Моделирование в экологическом образовании детей дошкольного возраста»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Использование метода моделирования в экологическом воспитании дошкольников Воспитатель высшей категории Авсеевич Ирина Михайловна МАДОУ ЦРР- детский сад.
Advertisements

Использование метода моделирования в экологическом воспитании дошкольников Воспитатель первой категории Никишева Галина Ефремовна МДОУ детский сад 155.
Подготовила – Шавлюгина Татьяна Васильевна МБДОУ «Сновский детский сад «Улыбка».
Мастер - класс Использование моделей в совместной деятельности с детьми по краеведению и обучению коми языку. КлепиковскаяНадежда Федоровна КлепиковскаяНадежда.
Зам. зав по ВМР Власова С.А. МДОУ «Детский сад 5 г.Вольска Саратовской области» «Интеграция содержания образовательных областей в образовательном процессе.
Использование моделей и схем в непосредственно-образовательной области «Познание» при ознакомлении дошкольников с природой (из опыта работы) Автор: воспитатель.
Использование моделей и схем в непосредственно-образовательной области «Познание» при ознакомлении дошкольников с природой (из опыта работы) Автор: воспитатель Воробьева В.В
Подготовила: Мелентьева О.М. Воспитатель 1 квалификационной категории МАДОУ детский сад 2 Г. Златоуста. 2013г.
Изучение темы "Моделирование" на уроках информатики в начальных классах как способ развития логического мышления.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ СОСТАВЛЕНИЮ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III.
«Использование наглядного моделирования в экологическом воспитании детей. Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Художественное.
Тараданова В.А., методист. перегрузка однообразным учебным материалом несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса ограниченные.
Наблюдение – метод чувственного познания природы Преподаватель методики экологического образования Кукарина Ольга Сафоновна.
Автор: Суфиева Надежда Александровна Педагог 1 квалификационной категории МКДОУ 10.
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ» г. Нижний Новгород 2009 г. Опыт работы воспитателя.
Подготовила воспитатель : Ковтуновская Ольга Владимировна.
Рефлексия Учитель физической культуры Демина Т.А..
Поект Проект «Я расту здоровым и счастливым». На современном этапе проблема профилактики здоровья детей является одной из самых актуальных. В дошкольном.
Публицистический стиль Открытый урок в 7 классе год.
- познавательное развитие - речевое развитие Образовательные задачи : 1. содействовать проявлению и развитию у дошкольников потребностей в активном воздействии.
Транксрипт:

Учебная дисциплина «Методика экологического образования» ТЕМА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ: «Моделирование в экологическом образовании детей дошкольного возраста» ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Равтович Т.С.

ТИП УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ: занятие по изучению нового материала ВИД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ: учебная лекция Цель занятия: формирование профессиональной компетентности студентов в области методики использования моделирования в экологическом образовании дошкольников

познакомить с основными понятиями моделирующей деятельности; изучить особенности моделирования, специфику использования разных видов моделей в эколого-педагогическом процессе; развивать умение оперировать ранее полученными знаниями, объяснять методику использования моделей в работе с детьми; формировать способность пользоваться методом экспертной оценки при анализе моделей; воспитывать познавательный интерес, активность, экологическую культуру. Задачи:

План темы занятия 1. Содержание понятий «моделирование (моделирующая деятельность)», «модель». Слайд 9 Слайд 9 2. Роль моделей и моделирования в экологическом образовании детей дошкольного возраста. Слайд 10 Слайд Особенности процесса моделирования. Слайд 11 Слайд Виды моделей. Требования к экологическим моделям. Слайд 12 Слайд Этапы и методика обучения моделированию дошкольников. Слайд 17 Слайд 17 Слайд 5

КРОССВОРД Способ совместной деятельности воспитателя и детей, направленный на достижение поставленных задач. 2. Наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. 3. Ведущий метод экологического воспитания детей. 4. Словесный метод, организованный разговор с детьми. 5. Орган растения, выполняющий функцию фотосинтеза. 6. Ведущий вид деятельности дошкольников. 7. Форма работы с детьми в уголке природы, на участке детского сада, в огороде, цветнике. 8. Наблюдение, проводимое в специально созданных условиях. 9. Характеристика объекта (форма, цвет и т.д.) 10. Часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. 11. Осевой подземный орган растения. 12. Сложная замкнутая экологическая система, основные компоненты которой тесно связаны между собой (геобиоценоз). 13. Процесс роста и развития растений и животных. Слайд 5

Основные понятия темы Моделирование (моделирующая деятельность) – совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору или конструированию) моделей. Модели - материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отображающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или между отдельными компонентами. План темы

Роль моделей и моделирования в экологическом образовании детей дошкольного возраста МОДЕЛИРОВАНИЕ (МОДЕЛИ) Позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи Способствует формированию обобщенных и системных знаний о природе Абстрагирует существенные признаки природных объектов, значимых для деятельности Способствует развитию восприятия, наглядно- действенного и наглядно- образного мышления и речи, трудовой деятельности План темы

Цель моделирования: обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Особенность моделирования как метода обучения: оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи и отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов и явлений окружающей действительности. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. План темы

представлена в виде предмета, конструкций предмета или нескольких предметов, закономерно связанных между собой ПРЕДМЕТНАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДМЕТНАЯ МОДЕЛЬ Предметная модель в ней все существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предмета-макета, предмета- заместителя ПРЕДМЕТНО-СХЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДМЕТНО-СХЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ Предметно-схематическая модель представлена в виде графиков, схем, таблиц и т.п.; модель обобщенно передает разные виды отношений в природе. ГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ Графическая модель Виды моделей: План темы

ПРЕДМЕТНАЯ МОДЕЛЬ Аквариум – модель экосистемы в миниатюре (биом водоема). Предметная модель воспроизводит структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. Слайд 12

«Значение покровительственной окраски животных» Модель способствует усвоению детьми понятия «мимикрия» как проявление одного из способов защиты от врагов, связи животного со средой обитания. Слайд 12 ПРЕДМЕТНО-СХЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

ГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ Модель «Рыбы» Отражает существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда обитания, форма тела, покров тела, жаберный способ дыхания, своеобразное строение конечностей (плавники), в которых проявляется приспособление рыб к водной среде обитания. Слайд 16

должна четко отражать основные свойства и отношения, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту должна быть простой для восприятия и доступной для действий с ней должна ярко и отчетливо передавать те свойства и отношения, которые могут быть освоены именно с ее помощью должна облегчать познание Требования к экологическим моделям: План темы

детям предлагается описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими организуется сравнение двух объектов между собой, в процессе которого выделяются признаки различия и сходства, одновременно дается задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели-заместители признаков постепенное увеличение количества сравниваемых объектов до трех- четырех обучение детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков руководство созданием моделей элементарных понятий («рыбы», «птицы», «звери», «растения» и т.д.) Этапы обучения моделированию дошкольников: Слайд 18

Контрольные вопросы Что такое моделирование и какова его цель? В чем состоит особенность моделирующей деятельности? Какие виды моделей используются в эколого- образовательной работе с дошкольниками? Приведите примеры. Как осуществляется обучение моделированию? Какова связь моделирования с другими наглядно- практическими методами экологического образования детей? Слайд 6

Практическое задание для самостоятельного выполнения разработать и изготовить предметно-схематические и графические модели (составить альбом); представить методику их использования в работе с детьми. Рекомендуемая литература: Мир природы и ребенок. /Под. ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб., Методика ознакомления детей с природой в детском саду. /Под. ред. П.Г. Саморуковой – М., «МЫ». Программа экологического образования детей /Н.Н. Кондратьева и др. – СПб., Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М., Слайд 6

Рефлексия занятия «П»«М»«И» …… …… …… Упражнением «Плюс – минус - интересно» Упражнением «Плюс – минус - интересно» (Эдвард де Боно). Инструкция: заполните таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» запишите все, что понравилось на занятии, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по вашему мнению могут быть вам полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» запишите все, что не понравилось на занятии, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по вашему мнению, оказалась для вас не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» впишите все любопытные факты, о которых узнали на занятии и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к преподавателю. Слайд 6

ЗАНЯТИЕ ОКОНЧЕНО СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ