Учитель ИЗО Карташова Ирина Николаевна МОУ Шпикуловская СОШ Жердевского района
Цель: Раскрыть проблемы русской иконописи в широком контексте на основе искусствоведческого, исторического и религиозного материала
Задачи: Познакомить с техникой работы над созданием икон, чудотворными иконами и знаменитыми иконописцами Руси; Изучить основные композиционные типы изображения Богородицы; Способствовать духовно-нравственному становлению личности подростков.
Оборудование I Выставка икон «Заступница усердная». II Репродукции с картин В.А. Черного «Андрей Рублев», В. Васнецова «Три богатыря»,иконы А.Рублева «Троица». III Таблички с терминами «Оранта», «Знамение», «Панагия», «Одигитрия», «Умиление», «икона», «фреска», «мозаика»; указатели «Искусствоведы», «Историки». IV Плакат с планом конференции. V Компьютер, мультимедиапроектор, слайды.
Гипотеза: Если мы изучим проблемы русской иконописи на основе искусствоведческого, исторического и религиозного материала, то обогатится духовный мир школьников и расширяться их познания в области русской культуры
Ход исследования: 1. Что такое икона? Чем икона отличается от картины? 2. Как создавались иконы в Древней Руси? Технология. Материалы. 3. Основные композиционные типы икон Богородицы 4. («Оранта», «Одигитрия», «Умиление»). 5. Чудотворные иконы Божьей Матери. 6. Знаменитые иконописцы
История появления первых икон Икона- окно, помогающее человеку заглянуть во время молитвы в другой, высший мир. При помощи «обратной перспективы» икона помогает молящемуся войти в свой особый мир.
Как создавались иконы в Древней Руси? Иконопись – трудоемкое и сложное искусство. Икона пишется на деревянной доске, чаще всего липовой, а в древности использовали и кедровые, и дубовые, буковые, чинаровые, а лучшими считались кипарисовые, т.к. не коробились от влаги и жучок их не точил. Сушили доски под навесом, переворачивая, чтобы выветривались, выпаривались, а высушенные, легонько звенели. А потом начиналось тонкое художество. На лицевой стороне вырезали острым теслом небольшое углубление – ковчег, а по краям оставляли чуть выступающие поля – рамочку. Затем на доску наклеивали полотно, которое называется паволока, чтобы, даже если доска потрескается, изображение не пропало, а на нее наносится специальный грунт – левкас, сделанный из мела и клея. После просушки левкас тщательно шлифовали, высушенным хвощем до мраморного блеску. Потом на этот грунт наносили или процарапывали рисунок – графья.
«Оранта» «Знамение» «Панагия» «Одигитрия» «Умиление» «Основные композиционные типы икон Богородицы»
«Нерушимая стена» Казанская Божия Матерь Чудотворные иконы Божьей Матери
Знаменитые иконописцы Андрей Рублев Дионисий
Подведение итогов конференции «Иконы – суть те же Священные книги, только написанные не буквами, а лицами»,- писал Святитель Григорий Двоеслов. «Почему мироточат иконы» Видно время пришло, что обильной росой, Нарушая природы законы, В самых разных местах, будто плача о нас, Мироточат сегодня иконы. Обретаются новые мощи святых, Возвращаются те, что хранились В тайных фондах музеев, в пыли, забытьи, Вновь туда, где века им молились. Обновляются лики у всех на глазах, Будто кто-то их заново пишет, Изменяется вид, выражение лиц. Это значит, что нас они видят и слышат.
Выводы: Мы обсудили пять очень серьезных вопросов, которые имеют отношение не только к искусству и истории, но, пожалуй, больше всего к духовной жизни. Результатом большой подготовительной работы к проведению районного семинара стало повышение интереса школьников к иконописи, духовной литературе. Все это способствовало духовно-нравственному воспитанию подростков. Нельзя объять необъятное. Мы больше не сказали по теме, чем сказали. Гипотеза подтвердилась.