Образ Бабы –Яги в русских сказках
Цель проекта: на примере народных сказок проследить эволюцию образа Бабы-Яги, определить её роль в жизни сказочного героя. на примере народных сказок проследить эволюцию образа Бабы-Яги, определить её роль в жизни сказочного героя.
Задачи проекта. 1.Найти истоки образа Бабы-Яги. 1.Найти истоки образа Бабы-Яги. 2.Показать связь образа Яги с одноногими божествами. 2.Показать связь образа Яги с одноногими божествами. 3.Установить генеалогию образа. 3.Установить генеалогию образа. 4.Проследить,как происходит приобщение сказочного героя к миру мёртвых. 4.Проследить,как происходит приобщение сказочного героя к миру мёртвых. 5.Реконструировать обрядовый смысл действий Бабы-Яги. 5.Реконструировать обрядовый смысл действий Бабы-Яги.
План работы. 1.Истоки образа Баы-Яги. 1.Истоки образа Баы-Яги. 2.Основные образы Бабы –Яги в волшебных сказках. 2.Основные образы Бабы –Яги в волшебных сказках. 3.Портрет Бабы-Яги. 3.Портрет Бабы-Яги. 4.Жилище Бабы-Яги. 4.Жилище Бабы-Яги. 5.Заключение. 5.Заключение.
Истоки образа Бабы-Яги. «Под этим именем почитали славяне адскую богиню, воображаемую страшилищем, сидящим в железной ступе и имеющим железный пест. Ей приносили кровавую жертву, думая, что она питает ею двух своих внучек. М.Дудко. «Матеръ Лада» «Под этим именем почитали славяне адскую богиню, воображаемую страшилищем, сидящим в железной ступе и имеющим железный пест. Ей приносили кровавую жертву, думая, что она питает ею двух своих внучек. М.Дудко. «Матеръ Лада»
Баба-Яга - известный персонаж славянских волшебных сказок. Древние считали, что Баба Яга (Йога) - это Богиня, которая передает (сопровождает) умерших с этого Света - на тот Свет. Древние считали, что Баба Яга (Йога) - это Богиня, которая передает (сопровождает) умерших с этого Света - на тот Свет...Баба-Яга держит нить человеческой жизни на грани бытия, и жертва может уйти навеки в «мир предков», а может вернуться в мир людей, получив новый облик, новые знания, т.е. в новом качестве. Но для подобного возвращения надо пройти определенные испытания, совершить необходимые обрядовые действия. Именно о таком пути туда и обратно и рассказывает сказка «Гуси-лебеди»...Баба-Яга держит нить человеческой жизни на грани бытия, и жертва может уйти навеки в «мир предков», а может вернуться в мир людей, получив новый облик, новые знания, т.е. в новом качестве. Но для подобного возвращения надо пройти определенные испытания, совершить необходимые обрядовые действия. Именно о таком пути туда и обратно и рассказывает сказка «Гуси-лебеди».
Гуси уносят мальчика почти с порога родительского дома в мир Бабы-Яги. Его сестра отправляется вслед за ним и дети проходят ряд испытаний: пьют молоко и едят овсяный кисель, принося жертву предкам; едят яблоки, возвращая себе жизненную силу; съедают по ржаному пирогу, символу человеческой общины, и, кроме того, забираются в печь. Гуси уносят мальчика почти с порога родительского дома в мир Бабы-Яги. Его сестра отправляется вслед за ним и дети проходят ряд испытаний: пьют молоко и едят овсяный кисель, принося жертву предкам; едят яблоки, возвращая себе жизненную силу; съедают по ржаному пирогу, символу человеческой общины, и, кроме того, забираются в печь. Именно после этого гуси-лебеди прекращают погоню за братом и сестрой. …Кстати, именно это и стремится сделать со своими жертвами Баба-Яга – сварить их, поджарить, т.е. перепечь для «того света», довести их до зрелости для существования в ином мире. Именно после этого гуси-лебеди прекращают погоню за братом и сестрой. …Кстати, именно это и стремится сделать со своими жертвами Баба-Яга – сварить их, поджарить, т.е. перепечь для «того света», довести их до зрелости для существования в ином мире.
Основные образы Бабы-Яги. Яга-дарительница, к которой приходит герой. Она выспрашивает героя (или героиню), вручает коня, богатые дары и т. п. Яга-дарительница, к которой приходит герой. Она выспрашивает героя (или героиню), вручает коня, богатые дары и т. п.
Яга-похитительница, уносящая детей, которых она пытается изжарить (затем следует бегство и спасение). Яга-похитительница, уносящая детей, которых она пытается изжарить (затем следует бегство и спасение).
Яга-воительница, прилетающая к героям в избушку, избивает их до полусмерти Яга-воительница, прилетающая к героям в избушку, избивает их до полусмерти
Яга-повелительница: ей подчиняются силы природы и животный мир. Яга-повелительница: ей подчиняются силы природы и животный мир.
Яга-советчица: ничего сама не делает для героя, но указывает, к кому обратиться. Яга-советчица: ничего сама не делает для героя, но указывает, к кому обратиться.
Портрет Бабы-Яги. ЯГА, ЯГА-БАБА, ЯГАЯ БАБА,, ЯГИХА, ЯГИШНА баба-яга, сказочный персонаж, обитающий в дремучем лесу; ведьма. «В. Даль пишет, что яга «род ведьмы или злой дух под личиною безобразной старухи». «Кости у нее местами выходят наружу из-под тела;; она ездит за человечьим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж; кто видит ягу, становится нем». ЯГА, ЯГА-БАБА, ЯГАЯ БАБА,, ЯГИХА, ЯГИШНА баба-яга, сказочный персонаж, обитающий в дремучем лесу; ведьма. «В. Даль пишет, что яга «род ведьмы или злой дух под личиною безобразной старухи». «Кости у нее местами выходят наружу из-под тела;; она ездит за человечьим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж; кто видит ягу, становится нем».
В поверьях Архангельской губернии Баба-Яга «нечистая сила женского пола, не имеющая мужа»; «сидит в избе на печном столбе, ноги на лавках, груди на полках; ездит в ступах и пожирает людей». В поверьях Архангельской губернии Баба-Яга «нечистая сила женского пола, не имеющая мужа»; «сидит в избе на печном столбе, ноги на лавках, груди на полках; ездит в ступах и пожирает людей».
Крестьяне Ярославской губернии рассказывают, что баба-яга мохнатая, косматая. Одежда на бабе-яге белая или «как на ели кожа», на голове повойник. В доме она «прядет, сидя на брусу». Баба-яга стремительно бегает и при этом «помелом себя бьет, чтобы шибче бежать». Крестьяне Ярославской губернии рассказывают, что баба-яга мохнатая, косматая. Одежда на бабе-яге белая или «как на ели кожа», на голове повойник. В доме она «прядет, сидя на брусу». Баба-яга стремительно бегает и при этом «помелом себя бьет, чтобы шибче бежать».
.
Жилище Яги. Постоянное место обитания Яги – дремучий лес. Живет она в маленькой избушке на курьих ножках, такой маленькой, что, лежа в ней, Яга занимает всю избу. Подходя к избушке, герой обыкновенно говорит: "Избушка - избушка, встань к лесу задом, ко мне передом!" Поворачивается избушка, а в ней Баба Яга: "Фу–фу! Русским духом пахнет... Ты, добрый молодец, от дела лытаешь или дела пытаешь?" Тот ей и отвечает: "Ты прежде напои, накорми, а потом про вести спрашивай". Постоянное место обитания Яги – дремучий лес. Живет она в маленькой избушке на курьих ножках, такой маленькой, что, лежа в ней, Яга занимает всю избу. Подходя к избушке, герой обыкновенно говорит: "Избушка - избушка, встань к лесу задом, ко мне передом!" Поворачивается избушка, а в ней Баба Яга: "Фу–фу! Русским духом пахнет... Ты, добрый молодец, от дела лытаешь или дела пытаешь?" Тот ей и отвечает: "Ты прежде напои, накорми, а потом про вести спрашивай".
Стоит избушка на курьих ножках… Избушка, избушка, встань к лесу задом, а ко мне передом.