Александр Аркадьевич Галич Сценарист, автор текстов песен. 19 октября 1918 г-15 декабря 1977 г.
Детство. Семья. Родился 19 октября 1918 г. в Екатеринославе (ныне Днепропетровск) в еврейской интеллигентной семье. Отец Арон Самойлович, экономист, мать Фанни Борисовна Векслер, работала в консерватории. В 1920-м году семья Галича переехала в Севастополь, откуда в принципе открывался уже путь в эмиграцию. Но покинуть Росссию родители Галича отказались. Вместо Европы в 1923-м году они переехали в Москву, где поселились в доме Веневитинв в Кривоколенном переулке. В этом доме когда-то Пушкин впервые читал свою трагедию «Борис Годунов». Родился 19 октября 1918 г. в Екатеринославе (ныне Днепропетровск) в еврейской интеллигентной семье. Отец Арон Самойлович, экономист, мать Фанни Борисовна Векслер, работала в консерватории. В 1920-м году семья Галича переехала в Севастополь, откуда в принципе открывался уже путь в эмиграцию. Но покинуть Росссию родители Галича отказались. Вместо Европы в 1923-м году они переехали в Москву, где поселились в доме Веневитинв в Кривоколенном переулке. В этом доме когда-то Пушкин впервые читал свою трагедию «Борис Годунов».
Юношество. После окончания девятого класса десятилетки Александр поступает сразу в два ВУЗа - Литературный институт и оперно- драматическую студию К. С. Станиславского, на драматическое отделение. Из Литературного института скоро уходит (учиться в двух вузах сразу сложно), однако через три года отчисляется (по собственному желанию, обидевшись на одного из преподавателей) и из студии. После окончания девятого класса десятилетки Александр поступает сразу в два ВУЗа - Литературный институт и оперно- драматическую студию К. С. Станиславского, на драматическое отделение. Из Литературного института скоро уходит (учиться в двух вузах сразу сложно), однако через три года отчисляется (по собственному желанию, обидевшись на одного из преподавателей) и из студии. Начинает работать в только что открывшейся студии под руководством А.Арбузова. Начинает работать в только что открывшейся студии под руководством А.Арбузова. С началом войны в армию не попадает – врачи обнаруживают врожденную болезнь сердца. Александр в составе геологической партии отправляется на юг. С началом войны в армию не попадает – врачи обнаруживают врожденную болезнь сердца. Александр в составе геологической партии отправляется на юг. В Грозном работает несколько месяцев в Театре народной героики и революционной сатиры, но вскоре уезжает в Чирчик (под Ташкентом), где начинает работать (как актер, драматург, поэт и композитор) в передвижном театре под руководством В.Плучека и А.Арбузова. Ездят по стране, выступают на фронтах. В Грозном работает несколько месяцев в Театре народной героики и революционной сатиры, но вскоре уезжает в Чирчик (под Ташкентом), где начинает работать (как актер, драматург, поэт и композитор) в передвижном театре под руководством В.Плучека и А.Арбузова. Ездят по стране, выступают на фронтах.
Театр Там же в театре встречает будущую жену - Валентину. У них появляется дочь Алена. В 1944 году Валентина уезжает с дочерью на работу в Иркутский театр. Александр остается в Москве. В 1945 году он знакомится со своей второй будущей женой – Ангелиной. Там же в театре встречает будущую жену - Валентину. У них появляется дочь Алена. В 1944 году Валентина уезжает с дочерью на работу в Иркутский театр. Александр остается в Москве. В 1945 году он знакомится со своей второй будущей женой – Ангелиной. Из театра, где он работал, уходит один из руководителей – режиссер В.Плучек, вскоре театр закрывается. Из театра, где он работал, уходит один из руководителей – режиссер В.Плучек, вскоре театр закрывается.
Пьеса Первые пьесы - "Походный марш", "Вас вызывает Таймыр". Первые пьесы - "Походный марш", "Вас вызывает Таймыр". К началу 50-х работы А.Галича для театра пользуются успехом у зрителей и идут во многих театрах страны К началу 50-х работы А.Галича для театра пользуются успехом у зрителей и идут во многих театрах страны В 1955 году Галича принимают в Союз писателей СССР, а спустя три года в Союз кинематографистов. В 1955 году Галича принимают в Союз писателей СССР, а спустя три года в Союз кинематографистов. В 1956 году Театр-студия МХАТа готовит к постановке пьесу Галича "Матросская тишина". На генеральной репетиции чиновнице из министерства культуры, высказавшейся о «фальшивости» пьесы, Галич, не сдержавшись заявил: «Дура!». В 1956 году Театр-студия МХАТа готовит к постановке пьесу Галича "Матросская тишина". На генеральной репетиции чиновнице из министерства культуры, высказавшейся о «фальшивости» пьесы, Галич, не сдержавшись заявил: «Дура!». Спектакль не вышел. Спектакль не вышел. Галич продолжает работать над многочисленными театральными постановками, пишет сценарии для кинофильмов, в частности для фильмов "На семи ветрах" – реж. С. Ростоцкий, "Дайте жалобную книгу" - реж. Э. Рязанов, "Государственный преступник" - реж. Н. Розанцев (за эту работу Галич был удостоен премии КГБ). Галич продолжает работать над многочисленными театральными постановками, пишет сценарии для кинофильмов, в частности для фильмов "На семи ветрах" – реж. С. Ростоцкий, "Дайте жалобную книгу" - реж. Э. Рязанов, "Государственный преступник" - реж. Н. Розанцев (за эту работу Галич был удостоен премии КГБ). В 1962 году у него случается первый инфаркт. В 1962 году у него случается первый инфаркт.
Песни С начала 60-х Галич начинает заниматься сочинением песен, которые распространяются на магнитофонных пленках и быстро становятся популярными - "Леночка", "Старательский вальсок", "У лошади была грудная жаба", "Тонечка", "Красный треугольник", "Аве Мария", "Караганда", "Ночной дозор", "Памяти Пастернака" и другие. С начала 60-х Галич начинает заниматься сочинением песен, которые распространяются на магнитофонных пленках и быстро становятся популярными - "Леночка", "Старательский вальсок", "У лошади была грудная жаба", "Тонечка", "Красный треугольник", "Аве Мария", "Караганда", "Ночной дозор", "Памяти Пастернака" и другие. Некоторые из песен посвящены недавнему сталинскому прошлому, некоторые - послесталинскому настоящему. Некоторые из песен посвящены недавнему сталинскому прошлому, некоторые - послесталинскому настоящему. В «официальных» работах Галича, созданных в это же время для театра и кино «политические» оценки отсутствуют. В «официальных» работах Галича, созданных в это же время для театра и кино «политические» оценки отсутствуют. В марте 1968 года Галич выступает на фестивале песенной поэзии "Бард-68"в новосибирском академгородке. Галич исполняет несколько песен, в том числе "Промолчи" ("Промолчи - попадешь в палачи") и "Памяти Пастернака", после которой весь зал поднимается со своих мест и аплодирует автору. В марте 1968 года Галич выступает на фестивале песенной поэзии "Бард-68"в новосибирском академгородке. Галич исполняет несколько песен, в том числе "Промолчи" ("Промолчи - попадешь в палачи") и "Памяти Пастернака", после которой весь зал поднимается со своих мест и аплодирует автору. В августе 1968 года (после ввода советских войск в Чехословакию) он пишет «Петербургский романс». В августе 1968 года (после ввода советских войск в Чехословакию) он пишет «Петербургский романс». В издательстве «Посев» (за рубежом) выходит сборник его стихов. В издательстве «Посев» (за рубежом) выходит сборник его стихов.
Союз писателей СССР В 1971 г. Галич был исключён из Союза писателей СССР, членом которого он был с 1955 г. (этому посвящена песня «От беды моей пустяковой»), а в 1972 г. из Союза кинематографистов, в котором состоял с 1958 г. Фактически после этого он был доведён до состояния нищенства (он привыкший к достатку и комфорту). Его не принимали на работу, и он был лишён возможности заработать себе на хлеб. Первое время Галич продавал редкие книги из своей обширной библиотеки, потом стал подрабатывать «литературным негром»-подправлять чужие сценарии. Но денег всё равно не хватало, тем более, что кормить приходилось не только себя и жену, но и матерей обоих, и семью своего внебрачного сына Гриши, рождённого в 1967-м году. В 1972-м году, после третьего инфаркта, Галичу дают вторую группу инвалидности и пенсию в 54 рубля в месяц. Ему настойчиво предлагают уехать, но Галич всё время отказывается сделать это добровольно. В 1971 г. Галич был исключён из Союза писателей СССР, членом которого он был с 1955 г. (этому посвящена песня «От беды моей пустяковой»), а в 1972 г. из Союза кинематографистов, в котором состоял с 1958 г. Фактически после этого он был доведён до состояния нищенства (он привыкший к достатку и комфорту). Его не принимали на работу, и он был лишён возможности заработать себе на хлеб. Первое время Галич продавал редкие книги из своей обширной библиотеки, потом стал подрабатывать «литературным негром»-подправлять чужие сценарии. Но денег всё равно не хватало, тем более, что кормить приходилось не только себя и жену, но и матерей обоих, и семью своего внебрачного сына Гриши, рождённого в 1967-м году. В 1972-м году, после третьего инфаркта, Галичу дают вторую группу инвалидности и пенсию в 54 рубля в месяц. Ему настойчиво предлагают уехать, но Галич всё время отказывается сделать это добровольно.
Эммиграция В 1974 Галич был вынужден эмигрировать; 22 октября 1974 года постановлением Главлита по согласованию с ЦК КПСС все его ранее изданные произведения были запрещены в СССР. Первым его пристанищем за рубежом стала Норвегия, затем он переехал в Мюнхен, где некоторое время работал на радиостанции «Свобода». Потом Галич поселился в Париже. В эмиграции Галич написал несколько песен, пьесу "Блошиный рынок", участвовал в съемках фильма "Беженцы XX века".
Гибель 15 декабря 1977 года Александр Галич умер в Париже. 15 декабря 1977 года Александр Галич умер в Париже. Смерть его по официальной версии произошла в результате несчастного случая – подключая антенну в гнездо телевизора, Галич задел провода высокого напряжения внутри телевизора и от удара током упал, задев ногами батарею и замкнув электрическую цепь. Смерть его по официальной версии произошла в результате несчастного случая – подключая антенну в гнездо телевизора, Галич задел провода высокого напряжения внутри телевизора и от удара током упал, задев ногами батарею и замкнув электрическую цепь. Его жена в это время отсутствовала, вернувшись домой она вызвала скорую помощь, но приехавшие полицейские сделать уже ничего не могли. Его жена в это время отсутствовала, вернувшись домой она вызвала скорую помощь, но приехавшие полицейские сделать уже ничего не могли. По мнению некоторых друзей Галича его смерть произошла не в результате несчастного случая, а была подстроена. По мнению некоторых друзей Галича его смерть произошла не в результате несчастного случая, а была подстроена. Песни и стихи Александра Галича вернулись на родину только в годы перестройки. Песни и стихи Александра Галича вернулись на родину только в годы перестройки. Галич похоронен в пригороде Парижа на Кладбище Сент- Женевьев-де-Буа. Галич похоронен в пригороде Парижа на Кладбище Сент- Женевьев-де-Буа.
Стихи Песня о Острова Песня о Острова Говорят, что есть на свете острова, Говорят, что есть на свете острова, Где растет на берегу забудь-трава, Где растет на берегу забудь-трава, Забудь о гордости, забудь про горести, Забудь о гордости, забудь про горести, Забудь о подлости! Забудь про хворости! Забудь о подлости! Забудь про хворости! Вот какие есть на свете острова! Вот какие есть на свете острова! Говорят, что где-то есть острова, Говорят, что где-то есть острова, Где с похмелья не болит голова, Где с похмелья не болит голова, А сколько есть вина, пей всё без просыпу, А сколько есть вина, пей всё без просыпу, А после по морю ходи, как по суху! А после по морю ходи, как по суху! Вот какие есть на свете острова! Вот какие есть на свете острова! Говорят, что где-то есть острова, Говорят, что где-то есть острова, Где четыре не всегда дважды два, Где четыре не всегда дважды два, Считай хоть дослепу одна испарина, Считай хоть дослепу одна испарина, Лишь то, что по сердцу, лишь то и правильно. Лишь то, что по сердцу, лишь то и правильно. Вот какие есть на свете острова! Вот какие есть на свете острова! Говорят, что где-то есть острова, Говорят, что где-то есть острова, Где неправда не бывает права! Где неправда не бывает права! Где совесть надобность, а не солдатчина, Где совесть надобность, а не солдатчина, Где правда нажита, а не назначена ! Где правда нажита, а не назначена ! Вот какие я придумал острова! Вот какие я придумал острова! Я в путь собирался всегда налегке... Я в путь собирался всегда налегке... Я в путь собирался всегда налегке, Я в путь собирался всегда налегке, Без долгих прощальных торжеств, Без долгих прощальных торжеств, И маршальский жезл не таскал в рюкзаке, И маршальский жезл не таскал в рюкзаке, На кой он мне, маршальский жезл! На кой он мне, маршальский жезл! Я был рядовым и умру рядовым. Я был рядовым и умру рядовым. Всей щедрой земли рядовой, Всей щедрой земли рядовой, Что светом дарила меня даровым, Что светом дарила меня даровым, Поила водой даровой. Поила водой даровой. До старости лет молоко на губах, До старости лет молоко на губах, До тьмы гробовой - рядовой. До тьмы гробовой - рядовой. А маршалы пусть обсуждают в штабах А маршалы пусть обсуждают в штабах Военный бюджет годовой. Военный бюджет годовой. Пускай заседают за круглым столом Пускай заседают за круглым столом Вселенской охоты псари, Вселенской охоты псари, А мудрость их вся заключается в том, А мудрость их вся заключается в том, Что два - это меньше, чем три. Что два - это меньше, чем три. Я сам не люблю старичков-ворчунов Я сам не люблю старичков-ворчунов И все-таки истово рад И все-таки истово рад Что я не изведал бесчестья чинов Что я не изведал бесчестья чинов И низости барских наград. И низости барских наград. Земля под ногами и посох в руке Земля под ногами и посох в руке Торжественней всяких божеств, Торжественней всяких божеств, А маршальский жезл у меня в рюкзаке - А маршальский жезл у меня в рюкзаке - Свирель, а не маршальский жезл. Свирель, а не маршальский жезл.