Культура осетинского застолья. За столом, как правило, рассаживались, строго соблюдая старшинство. Исключение делали для гостей, которых сажали на почетные.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Национальные Особенности Этикета Китая
Advertisements

Как научить ребёнка основам вежливого поведения? Материал подготовлен воспитателем МБДОУ «Детский сад 51 Комбинированного вида» Котуновой Т.В.
Англию и Францию называют обыкновенно : " классическими странами этикета ". Однако, родиной этикета назвать их никак нельзя. Грубость нравов, невежество,
НЕ ЗАБЫВАЙ ТЫ НИКОГДА КАК ЗА СТОЛОМ ВЕСТИ СЕБЯ! Внуковская Т.Н.
Для чего люди ходят в гости ? Во-первых, очень приятно, когда, увидев тебя, кто-нибудь обрадуется и тепло улыбнется. Во-вторых, собираются в гостях разные.
ЭТИКЕТ, МОДА И ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ Открытый классный час 431 группы Классный руководитель: Белоколодова Т.Э.
Карта по миру этикета Что такое этикет (3 – 5 слайд) История слова (6 – 8 слайд) Творческая страничка (9 – 10 слайд) Виды этикета (11 слайд) Игровая страничка.
Родительское собрание на тему:. Общие рекомендации к самоподготовке: выполнять домашнюю работу нужно начинать в точно установленное время; выполнять домашнюю.
Чтобы произвести благоприятное впечатление, нужно уметь себя вести, знать как держаться в любых обстоятельствах.
Осетия И если завтра мой язык исчезнет, То я готов сегодня умереть. Расул Гамзатов. «Счастливы должны быть осетины, измеряя славные корни свои» Николай.
Урок 17 Тема: «Социальный портрет молодежи». Три мудреца слово за слово затеяли спор о том, что важнее для человека – прошлое, настоящее или будущее.
Родительское собрание «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами». МОУ «Первомайская СОШ»
Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге ? На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного.
Тренинг для учителей по педагогическому мастерству Занятие 1.
«Выполняем домашние задания». Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это.
В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить. Сократ Смотрите на людей с мыслью, что вам их обязательно надо написать красками… Скоро вы заметите,
Проект «Борьба за чистоту русского языка» Выполнила: Юркова Анна, 9 «А» Руководитель проекта: Бочкарёва Л.Г.
Цель: знакомство родителей с особенностями подросткового возраста; поддержание атмосферы сотрудничества и конструктивного диалога.
Как вести себя во время сдачи экзаменов в форме ЕГЭ Будь внимателен! В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими.
ПРАВИЛА ЭТИКЕТА. Друг, дружба – какие хорошие слова! Всегда ли вы можете быть хорошими друзьями, отвечать за свои поступки? Давайте посмотрим, правильно.
Транксрипт:

Культура осетинского застолья

За столом, как правило, рассаживались, строго соблюдая старшинство. Исключение делали для гостей, которых сажали на почетные места, ближе к старшим. Возрастной ценз при рассаживании участников трапезы соблюдался так строго, что эта процедура отнимала много времени и породила поговорку: «Пока осетины расселись за столом, мельница намолола целый мешок зерна» (Цалынмæ иртæтæ фынджы уæлхъус бадтысты, уæдмæ куырой голладжы дзаг рыссыдта).

Руководитель стола (фынджы хистар) первым делом брал наполненный аракой рог и произносил импровизированную молитву. Затем ее поддерживали по старшинству остальные участники трапезы, после чего приступали к еде. Каким бы голодным ни был гость, дотронуться до пищи до произнесения молитвы старшим было невозможно. Когда старший закусывал, младшие не должны были есть с ним: и только если он сам угощал младшего, последний должен был принять угощение, поблагодарив его словами: «Дæ хай бирæ». Если старший предлагал выпить, младший брал рог, немного отпивал и возвращал обратно. Младшие раньше старших не садились за стол, зато раньше вставали из-за стола.

Так, например, если даже столы ломились от пищи, сидящий за трапезой должен был есть медленно, мало и не давать хозяевам заметить, что он голоден. Принимая пищу, не полагалось разговаривать, съедать всю поданную пищу. То как себя вёл человек за столом, наблюдали десятки глаз. От того, какое впечатление производил он за столом, зависело мнение о нем в обществе. Поэтому каждый из сидящих за столом очень тщательно следил за собой, за каждым своим движением и фразой. Уйти из-за стола и вернуться обратно для дальнейшего участия в застолье считалось неприличным. Традиционный осетинский застольный этикет (ирон фынджы Гьдау) отличался детальной регламентированностью. «Ирон фынджы гьдау» предписывал жесткие нормы поведения как старшим, так и младшим.

Савва Кокиев писал: «Осетин относительно нее (пищи) отличается необыкновенной умеренностью, воздержанием и выносливостью. Неумеренность и обжорство считаются большим пороком. Малейший намек на страдания голодом считается большим бесстыдством, бессовестностью, почему осетин действительно стоически переносит голод, не заявляя никому об этом». Русский военный врач И.И.Пантюхов, служивший на Кавказе, писал, что «осетин довольствуется таким малым количеством пищи, при котором европеец едва ли может сколько-нибудь продолжительное время существовать». Развивая эту мысль, видный осетинский этнограф прошлого столетия

Ничто в человеке так не ценилось, как его ум, воспитанность, такт качества, которые в осетинской действительности являлись критерием оценки в целом человека (лæгдзинад). Каждый из сидящих за столом понимал, что эти качества он может проявить прежде всего при сохранении ясного ума. Хотя гости нередко сидели за столом по несколько часов подряд, они не позволяли себе напиваться до потери своего лица (йæ цæсгом фесæфта): отпив глоток, возвращали бокал обратно. Кроме того, каждый имел право на «пропуск» в кругу, то есть мог отказаться от очередного бокала. В таких случаях никто не настаивал, чтобы гость обязательно выпил. Это свое право гость мог использовать время от времени, несколько раз за вечер. Не заставляли пить тех, кто с самого начала заявлял об этом. Одним словом, каждый старался до конца застолья оставаться трезвым.

В высшей степени непристойным считалось появиться в общественном месте в нетрезвом виде. Молодежь не пила спиртного вообще. Нарушивший «ирон г Ъ дау» подвергался насмешкам и награждался позорными кличками. О таких людях говорили: «й æ гуыбыны фæстæ цæуы» (ходит за своим животом), «сæр гуыбынæй уаелдæр у» (голова выше чрева), «йæ зæрдæ йæ уæцъæфы ис» (у него сердце находится в чреве) и т.д. В целом для общества был характерен трезвый образ жизни, отсутствовала тяга к спиртному.

Лучшие качества народа должны развиваться и преумножаться в новых условиях современности. Трудно заслужить признание и быть достойным его, потерять его куда легче. Остается сожалеть, что манерам поведения за столом в наши дни не учат не только в школах, но часто и в семьях. Между тем, знать и прививать молодым национальную житейскую систему взглядов и норм поведения дело первостепенной важности.