Поэзия песнь жаждущей и трепетной души, издревле считается вершиной литературного творчества Работу подготовили учащиеся 8 класса МОУ « Ушаковская СОШ » Глушань Наталья, Корнеева Алена
В русском стихосложении чаще всего встречаются три системы: метрическая силлабическая тоническая практикуются и смешанные формы
Двусложный ( один ударный и один безударный слог ). Трёхсложный ( один ударный и два безударных слога )
lU l - ямб - двусложный размер стиха ямб с ударением на 2- ой слог. Пример ( В. Маяковский ) Я знаю - город будет, 2,4,6 Я знаю - саду цвесть, 2,4,6 Когда такие люди 2,4,6 В стране советской есть. 2,4,6 l U l - хорей - двусложный размер стиха с ударением на 1- ый слог. Пример ( А. Пушкин ) Сквозь волнистые туманы 1,3,7 Пробирается луна, 3,7 На печальные поляны 1,3,7 Льет печально свет она. 1,3,5,7
l U U l - дактиль – трёхсложный размер стиха с ударением на 1- ый слог. Пример ( Ф. Тютчев ) Как хорошо ты, о море ночное,- 1,4,7,10 Здесь лучезарно, там сизо - темно 1,4,7,10 l U U l - амфибрахий – трёхсложный размер стиха с ударением на 2- ой слог. Пример ( Н. Некрасов ) Однажды в студеную зимнюю пору 2,5,8,11 Я из лесу вышел ; был сильный мороз, 2,5,8,11 l U U l - анапест трёхсложный размер стиха с ударением на 3- ий слог. Пример ( А. Блок ) Принимаю пустынные веси ! 3,6,9 И колодцы земных городов ! 3,6,9
СТОПА является первичной ритмической единицей в стихе и представляет собою объединение ударного слога с одним или двумя неударными. l l Пример Буря l мглою l небо l кроет l – l - U l - 4 стопы
Рифма делится по : 1. расположению 2. ударению 3. звучанию 4. составу
Строфа - это группа стихов, объединённых одной мыслью, интонацией, способом рифмовки. 1. двустишие 2. трёхстишие или терцина 3. четверостишие или катрен 4. октава - это восьмистишие 5. сонет 6. « онегинская строфа »
1. Пронумеровать гласные в строке ; 2. Определить ударные слоги ; 3. Указать размер, поделить на стопы, указать его стопность ; 4. Характеристика рифмы а ) по расположению ; б ) по ударению ; в ) по звучанию ; г ) по составу ; 5. Вид строфы
Летний вечер ( А. Блок ) ПоследІниеІ лучиІ закаІта 2, 6, 8, А ж ЛежатІ на поІле сжаІтой ржиІ. 2, 4, 6, 8 Б м ДремоІтой роІзовойІ объяІта 2, 4, 8 А ж ТраваІ некоІшенойІ межиІ. 2, 4, 8 Б м Стихотворение написано 4 – х стопным ямбом. ІАБАБІ – рифма перекрестная ІААІ – женская, точная, простая ІББІ – мужская, точная, простая Катрен
Ведёт своё название от греческого metron – мера. Латинский и древнегреческий языки знали долгие и краткие гласные. Соответственно, античный стих исходил из упорядоченного чередования этих звуков. Краткий гласный считается звуковой единицей и называется морой, условно обозначается U.
Ритм появляется, когда во всём стихотворении в каждой строфе содержится одинаковое количество слогов. Такая система называется силлабической, происходит от греческого silabe слог. Эта система была присуща русскому народному стиху, из которого в России родилась, если можно сказать, «профессиональная» поэзия.
Основной ритм в стихотворном тексте создаётся определённым чередованием ударных слогов Система получила своё название от греческого tonos – напряжение, тон, ударение.
Система является наиболее гармоничной в поэзии. В ней учитывается не только число ударений, но также и количество слогов. Ударные слоги должны симметрично соответствовать безударным слогам слогоударным.
1.Парная или смежная ІААББІ, когда рифмуются соседние строки 1.Наша Таня громко плачет: А 2.Уронила в речку мячик. А 3.- Тише, Танечка, не плачь: Б 4.Не утонет в речке мяч. Б 2.Перекрёстная ІАБАБІ, когда рифмуются строки через одну 1.Зима недаром злится, А 2.Прошла ее пора Б 3.Весна в окно стучится А 4.И гонит со двора. Б 3.Опоясывающая или кольцевая ІАББАІ, когда первая строка рифмуется с четвёртой, а вторая – с третьей 1. Бывали ль вы в стране чудес, А 2.Где, жертвой грозного веленья, Б 3.В глуши земного заточенья Б 4.Живет изгнанница небес? А
1.Мужская – ударение падает на последний слог (М ) Пример : вода - беда весло - унесло 2. Женская – ударение падает на предпоследний слог (Ж) Пример : открытка - нитка рокот - ропот 3. Дактилическая - ударение падает на третий слог от конца (Д) Пример : открывается - называется
1. Точные – предполагают совпадение полное или близкое всех звуков в словах моро зы ро зы 2. неточные - это несовпадение в осаде офсайте
1. Простые, когда слово рифмуется с одним словом 1. … свет 2. … привет 2. Сложные, когда слово рифмуется с двумя или тремя словами 1. Лет до ста расти 2. Нам без старости
- это строфа, состоящая из 2- х стихов с парной рифмовкой l АА l Пример : - Би-би-би! – гудит машина. А -Не поеду без бензина! А
или Терцина - это строфа, состоящая из 3- х стихов парной и свободной рифмовки ( « Божественная комедия » Данте Алигьери ) Пример : Земную жизнь пройдя до половины, А Я очутился в сумрачном лесу, Б Утратив правый путь во тьме долины. А
- это строфа, состоящая из 4- х стихов Пример ( Н. Некрасов ) 1.Задумав правдивую повесть 2.Без всяких эффектных затей, 3.Я взять не решаюсь на совесть 4.Погибель крестьянки моей,
- это восьмистишие Пример ( А. Н. Майков ) 1.Гармонии стиха божественные тайны 2.Не думай разгадать по книгам мудрецов: 3.У брега сонных вод, один бродя, случайно, 4.Прислушайся душой к шептанью тростников, 5.Дубравы говору; их звук необычайный 6.Прочувствуй и пойми... В созвучии стихов 7.Невольно с уст твоих размерные октавы 8.Польются, звучные, как музыка дубравы.
- четырнадцать стихов. Классический сонет состоит из 2- х катренов, 2 терцины и с определённым способом рифмовки Пример ( И. Анненский ) 1. Есть книга чудная, где с каждою страницей 2. Галлюцинации таинственно свиты : 3. Там полон старый сад луной и небылицей, 4. Там клен бумажные заворожил листы, 5. Там в очертаниях тревожной пустоты, 6. Упившись чарами луны зеленолицей, 7. Менады белою мятутся вереницей, 8. И десять реет их по клавишам мечты. 9. Но, изумрудами запястий залитая, 10. Меня волнует дев мучительная стая : 11. Кристально чистые так бешено горды. 12. И я порвать хочу серебряные звенья Но нет разлуки нам, ни мира, ни забвенья, 14. И режут сердце мне их узкие следы...
Состоит из 3- х катренов и двустишия Пример (А. С. Пушкин) 1.Мой дядя самых честных правил, А 2.Когда не в шутку занемог, Б 3.Он уважать себя заставил А 4.И лучше выдумать не мог. Б 5.Его пример другим наука; В 6.Но, Боже мой, какая скука В 7.С больным сидеть и день и ночь, Г 8.Не отходя ни шагу прочь! Г 9.Какое низкое коварство Д 10.Полуживого забавлять, Е 11.Ему подушки поправлять, Е 12.Печально подносить лекарство, Д 13.Вздыхать и думать про себя: Ж 14.Когда же черт возьмет тебя! Ж
Третью уж I ночь вот на I этом хол I ме за ов I рагом 1,4,7,10,13 А ж Конь мой по I звонкой до I роге пус I кается I шагом. 1, 4,7,10,13 А ж 1. Это силлабо - тоническая система, т. к. ритмика создаётся чередованием ударных и безударных слогов в каждой строке 2.5- ти стопный дактиль 3. Характеристика рифмы : а )I АА I - парная, б ) женская в ) точная г ) простая 4. двустишие
ЛИТЕРАТУРА. Современный русский язык. Розенталь Д. Э. Голуб И. Б. Теленкова М. А. Москва. Рольф с. Федотов О. И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха : В 2- х кн. Кн.1: Метрика и ритмика. М.: Флинта. Наука с. Федотов О. И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха : В 2- х кн. Кн.2: Строфика. М.: Флинта. Наука с. Холшевников В. Е. Основы стиховедения : Русское стихосложение. Учеб. пособие для студ. филол. фак. вузов е издание. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ М.: Издательский центр « Академия » с.