«Правописание приставок при- и пре-» (урок обобщения пройденного материала в 6 классе. Вавильченкова Екатерина Михайловна МБОУ СОШ 4 г. Ногинска Московской области учитель русского языка и литературы
Тема: «Правописание приставок при- и пре-» Цель урока: усвоить написание приставок при и пре, отработать на практике данное правило.
- Какая есть особенность у этих приставок, как мы определяем их написание? (по значению) - Какая есть особенность у этих приставок, как мы определяем их написание? (по значению) - Когда мы напишем приставку при-? - Когда мы напишем приставку при-? - Когда мы напишем приставку пре-? - Когда мы напишем приставку пре-? - Но не забудьте, что есть и такие слова, которые нам надо запомнить, приставки у многих таких слов стали частью корня. (Примеры – привет, приют). - Но не забудьте, что есть и такие слова, которые нам надо запомнить, приставки у многих таких слов стали частью корня. (Примеры – привет, приют).
Творческий словарный диктант. Творческий словарный диктант. Словосочетания заменить синонимом с приставкой при- или пре-. Словосочетания заменить синонимом с приставкой при- или пре-. Участок около школы, буфет возле вокзала, очень старый человек, чуть- чуть открыть окно, сесть ненадолго, подойти поближе, очень интересный рассказ, очень опасный участок, остановить движение, переделать что-либо, полоса около фронта, умолкла на короткое время, человек, переступивший закон. Участок около школы, буфет возле вокзала, очень старый человек, чуть- чуть открыть окно, сесть ненадолго, подойти поближе, очень интересный рассказ, очень опасный участок, остановить движение, переделать что-либо, полоса около фронта, умолкла на короткое время, человек, переступивший закон.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Пришкольный Пришкольный Привокзальный Привокзальный Престарый Престарый Приоткрыть Приоткрыть Присесть Присесть Приблизиться Приблизиться ПреинтересныйПреопасный Прервать, прекратить ПреобразоватьПрифронтоваяПриумолклаПреступник
Задание: объясните выбор приставки и значение слов по таблице. Пр_дорожный, пр_лепить, пр_школьный участок, пр_двинуть, пр_задуматься, пр_расти, пр_слониться, пр_сесть.ии и и и и и и
Развиваем речь. «Боже мой! прервала барыня приживалку. Да она премиленькая собачка! - Велите её привести». «Человек, человек, приведите поскорей Муму!» закричала приживалка. Приживалка – устаревшее слово, так называли безродных там, где они находили приют.
1. «Во время нашего пребывания в горах погода была прекрасная», писала Марина своей подруге. 1. «Во время нашего пребывания в горах погода была прекрасная», писала Марина своей подруге. 2. Преподаватель предполагал, что пионеры прибудут в лагерь поздно вечером. 2. Преподаватель предполагал, что пионеры прибудут в лагерь поздно вечером. 3. Мечты Мичурина о преобразовании природы претворяются в жизнь. 3. Мечты Мичурина о преобразовании природы претворяются в жизнь. 4. Сестра на цыпочках вышла из комнаты больного брата и притворила за собой дверь. 4. Сестра на цыпочках вышла из комнаты больного брата и притворила за собой дверь. 5. Шалунья приоткрыла дверь в гостиную, свернулась на диванчике калачиком и притворилась спящей. 5. Шалунья приоткрыла дверь в гостиную, свернулась на диванчике калачиком и притворилась спящей.
Проверь себя! 1. Слышится сдержанный шёпот ночи, сквозь который доносятся приглушенные голоса. 1. Слышится сдержанный шёпот ночи, сквозь который доносятся приглушенные голоса. 2. Равномерные ночные звуки, шуршание камышей, жужжание комаров прерывались то дальним выстрелом, то бульканьем отвалившегося берега, то всплеском рыбы. 2. Равномерные ночные звуки, шуршание камышей, жужжание комаров прерывались то дальним выстрелом, то бульканьем отвалившегося берега, то всплеском рыбы. 3. Что, дремучий лес, призадумался, грустью тёмною затуманился? 3. Что, дремучий лес, призадумался, грустью тёмною затуманился? 4. Тяжёлое зерно сгибает колосья и приклоняет их к земле. 4. Тяжёлое зерно сгибает колосья и приклоняет их к земле. 5. Яркий свет превращал кабинет в уголок цветущего растительного мира. 5. Яркий свет превращал кабинет в уголок цветущего растительного мира. 0 – «5» 4 – 5 – «3» 1 – 3 – «4» 6 и более – «2»
Домашнее задание. Домашнее задание. Написать небольшой рассказ (7-10 предложений), в котором бы присутствовали слова с пройденной орфограммой. Написать небольшой рассказ (7-10 предложений), в котором бы присутствовали слова с пройденной орфограммой.
Использованная литература: Русский язык. Дидактические материалы. 6 класс.Тростенцова Лидия Александровна, Ладыженская Таиса Алексеевна, Стракевич Мария Михайловна, М.: Просвещение, 2012 г. Русский язык. Дидактические материалы. 6 класс.Тростенцова Лидия Александровна, Ладыженская Таиса Алексеевна, Стракевич Мария Михайловна, М.: Просвещение, 2012 г. Уроки русского языка в 6 классе. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Богданова Галина Александровна, М.: Просвещение, 2012 г. Уроки русского языка в 6 классе. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Богданова Галина Александровна, М.: Просвещение, 2012 г. Материалы к урокам русского языка и конспекты отдельных занятий в 5-9 классах (основы культуры речи). Газова Е.Ю., 2003 г. Материалы к урокам русского языка и конспекты отдельных занятий в 5-9 классах (основы культуры речи). Газова Е.Ю., 2003 г.