Библейские реминисценции в сказке М.Е.Салтыкова- Щедрина «Дикий помещик»
Дворянство - сословие светских землевладельцев, обладавших наследственными привилегиями; вместе с духовенством составляло господствующий класс в феодальном обществе; Отмена крепостного права 19 февраля 1861 означала крушение феодальной системы, представлявшей основу социальной и политической силы Д. Тем не менее в условиях утверждения капиталистических отношений сохранялись значительные остатки феодальной системы, прежде всего дворянское землевладение. Выдержки из словарной статьи Большой советской энциклопедии
Исав сын Исаака и Ревеки, старше своего близнеца Иакова; он продал свое первородство за красноватую снедь – чечевичная похлёбка - брату Иакову, Книга Бытие описывает Исава, любимого сына Исаака, как искусного зверолова, «человека полей». Исав – косматый, волосатый согласно другим толкованиям «дуб» - негнущийся, упрямый, следующий безумным советам. Жизнь его – вымысел, миф, жизнь, исполненная пустоты, не содержащая в себе ничего здравого. Исав иногда означает «творение Божие», но в отношении к Исаву как символ неразумной жизни, «дуб» - неразумное упорство. Исаву, как родившемуся первым предназначено было стать родоначальником рода, господствующего над потомками младшего брата.
… Ногти у него сделались, как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенный победный клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста еще не приобрел…
Эде́м в Библии райский сад, место первоначального обитания людей. Эдем, согласно Книге Бытие, располагался на востоке (Быт.2:8): Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель [ Тигр ]: она протекает пред Ассириею. Четвёртая река Евфрат
…Много ли, мало ли времени прошло, только видит помещик, что в саду унего дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат,а в парке звери дикие воют…
ИсавПомещик после изгнания мужиков Внеший вид Косматый, волосатыйВесь он, с головы до ног, оброс волосами Занятие Зверолов Ум Исав иногда означает «творение Божие», но в отношении к Исаву как символ неразумной жизни Все называют его глупым Отношение к советам людей Исав – согласно другим толкованиям «дуб», не гнущийся, упрямый, следующий безумным советам, ибо жизнь его – вымысел, миф, жизнь, исполненная пустоты, не содержащая в себе ничего здравого, И люди, и звери – сказочные персонажи - советуют ему вернуть мужиков, т.е. найти новые формы взаимоотношений с бывшими крепостными. Но он читает, только реакционную газету «Весть», позиции которой отражают консервативные взгляды. К чему приводит неразумное отношение к жизни. Он продал свое первородство за красноватую снедь – чечевичная похлёбка - брату Иакову, почему и получил имя Едом,Едом Князь Урус - Кучум – Кильдибаев из-за нежелания принимать новое, учиться самосовершенствоваться теряет своё привилегированное положение, право первенства. Дичает, становится ненужным обществу: мужики способны прожить и без него Замысел автора Помещик не только внешне похож на библейского героя. Он также неразумен и упрям. Автор не видит будущего за помещиком – дворянином, как Исав отдал своё право первородства, так и помещик должен отдать власть, тому, кто действительно трудиться.
В РЕАЛЬНОСТИВ МЕЧТАХБИБЛЕЙСКА Я РЕМИНИСЦЕ НЦИЯ ЗАМЫСЕЛ АВТОРА ПЕЙЗАЖПЕЙЗАЖ Много ли, мало ли времени прошло, только видит помещик, что в саду унего дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат,а в парке звери дикие воют. Думает, какой он плодовый садразведет: "Вот тут будут груши, сливы; вот тут - персики, тут - грецкийорех!"Ломятся, по щучьему велению, под грузом плодов деревья грушевые,персиковые, абрикосовые … Потом снится,что он ходит по берегам Евфрата и Тигра... [то есть, согласно библейскимсказан иям, в раю] - Ева, мой друг! - говорит он. Благодаря реминисценции усиливается сатирическое звучание сказки. Адам и Ева были изгнаны из рая. Так и от помещика отворачивается Бог: рая помещику не видать из-за его глупости, из-за нежелания учиться новому,
ПОРТрЕТПОРТрЕТ В НАЧАЛЕ СКАЗКИ ПОСЛЕ ИЗГНАНИЯ МУЖИКОВ БИБЛЕЙСКАЯ РЕМИНИСЦЕНЦИЯ Замысел Автора и тело имел мягкое, белое ирассыпчатое. А ногти у него сделались, какжелезные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше начетвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способпрогулки есть самый приличный и самый удобный. Утратил даже способностьпроизносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенныйпобедный клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста ещене приобрел. Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, Зверолов На еду променял своё право на первородство Помещик не только внешне похож на библейского героя. Он также неразумен и упрям. Автор не видит будущего за помещиком. Как Исав отдал своё право первородства, так и помещик не захотел совершенствоваться., поэтому отдаёт своё право на власть, тому, кто действительно трудиться дикий помещик ПЕЙЗАЖПЕЙЗАЖ Много ли, мало ли времени прошло, только видит помещик, что в саду унего дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат,а в парке звери дикие воют. Думает, какой он плодовый садразведет: "Вот тут будут груши, сливы; вот тут - персики, тут - грецкийорех!" Посмотрит в окошко - ан там все, как он задумал, все точно так уж иесть! Ломятся, по щучьему велению, под грузом плодов деревья грушевые,персиковые, абрикосовые, а он только знай фрукты машинами собирает да врот кладет! Думает, каких он коров разведет, что ни кожи, ни мяса, а всеодно молоко, все молоко! Думает, какой он клубники насадит, все двойной датройной, по пяти ягод на фунт, и сколько он этой клубники в Москве продаст Потом снится,что он ходит по берегам Евфрата и Тигра... [то есть, согласно библейскимсказаниям, в раю] - Ева, мой друг! - говорит он. благодаря реминисценции усиливается сатирическое звучание сказки. Адам и Ева были изгнаны из рая. Так и от помещика отворачивается Бог: рая помещику не видать из-за его глупости, из-за нежелания учиться новому НА САМОМ ДЕЛЕВ МЫСЛЯХБИБЛЕЙСКАЯ РЕМИНИСЦЕНЦИЯ ЗАМЫСЕЛ АВТОРА
ПОРТрЕТПОРТрЕТ В НАЧАЛЕ СКАЗКИ ПОСЛЕ ИЗГНАНИЯ МУЖИКОВ БИБЛЕЙСКАЯ РЕМИНИСЦЕНЦИЯ Замысел Автора. дикий помещик ПЕЙЗАЖПЕЙЗАЖ НА САМОМ ДЕЛЕВ МЫСЛЯХБИБЛЕЙСКАЯ РЕМИНИСЦЕНЦИЯ ЗАМЫСЕЛ АВТОРА
ПОРТрЕТПОРТрЕТ В НАЧАЛЕ СКАЗКИ ПОСЛЕ ИЗГНАНИЯ МУЖИКОВ БИБЛЕЙСКАЯ РЕМИНИСЦЕНЦИЯ Замысел Автора Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, Зверолов На еду променял своё право на первородство дикий помещик ПЕЙЗАЖПЕЙЗАЖ НА САМОМ ДЕЛЕВ МЫСЛЯХБИБЛЕЙСКАЯ РЕМИНИСЦЕНЦИЯ ЗАМЫСЕЛ АВТОРА
ПОРТрЕТПОРТрЕТ В НАЧАЛЕ СКАЗКИ ПОСЛЕ ИЗГНАНИЯ МУЖИКОВ БИБЛЕЙСКАЯ РЕМИНИСЦЕНЦИЯ Замысел Автора и тело имел мягкое, белое ирассыпчатое. А ногти у него сделались, какжелезные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше начетвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способпрогулки есть самый приличный и самый удобный. Утратил даже способностьпроизносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенныйпобедный клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста ещене приобрел. Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, Зверолов На еду променял своё право на первородство Помещик не только внешне похож на библейского героя. Он также неразумен и упрям. Автор не видит будущего за помещиком. Как Исав отдал своё право первородства, так и помещик не захотел совершенствоваться., поэтому отдаёт своё право на власть, тому, кто действительно трудиться дикий помещик ПЕЙЗАЖПЕЙЗАЖ « НА САМОМ ДЕЛЕВ МЫСЛЯХБИБЛЕЙСКАЯ РЕМИНИСЦЕНЦИЯ ЗАМЫСЕЛ АВТОРА
ПОРТрЕТПОРТрЕТ В НАЧАЛЕ СКАЗКИ ПОСЛЕ ИЗГНАНИЯ МУЖИКОВ БИБЛЕЙСКАЯ РЕМИНИСЦЕНЦИЯ Замысел Автора и тело имел мягкое, белое ирассыпчатое. А ногти у него сделались, какжелезные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше начетвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способпрогулки есть самый приличный и самый удобный. Утратил даже способностьпроизносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенныйпобедный клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста ещене приобрел. Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, Зверолов На еду променял своё право на первородство Помещик не только внешне похож на библейского героя. Он также неразумен и упрям. Автор не видит будущего за помещиком Как Исав отдал своё право первородства, так и помещик не захотел совершенствоваться., поэтому отдаёт своё право на власть, тому, кто действительно трудиться дикий помещик ПЕЙЗАЖПЕЙЗАЖ Потом снится,что он ходит по берегам Евфрата и Тигра... [то есть, согласно библейским сказаниям, в раю] - Ева, мой друг! - говорит он. НА САМОМ ДЕЛЕВ МЫСЛЯХБИБЛЕЙСКАЯ РЕМИНИСЦЕНЦИЯ ЗАМЫСЕЛ АВТОРА
ПОРТрЕТПОРТрЕТ В НАЧАЛЕ СКАЗКИ ПОСЛЕ ИЗГНАНИЯ МУЖИКОВ БИБЛЕЙСКАЯ РЕМИНИСЦЕНЦИЯ Замысел Автора и тело имел мягкое, белое ирассыпчатое. А ногти у него сделались, какжелезные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше начетвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способпрогулки есть самый приличный и самый удобный. Утратил даже способностьпроизносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенныйпобедный клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста ещене приобрел. Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, Зверолов На еду променял своё право на первородство Помещик не только внешне похож на библейского героя. Он также неразумен и упрям. Автор не видит будущего за помещиком. Как Исав отдал своё право первородства, так и помещик не захотел совершенствоваться., поэтому отдаёт своё право на власть, тому, кто действительно трудиться дикий помещик ПЕЙЗАЖПЕЙЗАЖ Много ли, мало ли времени прошло, только видит помещик, что в саду унего дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат,а в парке звери дикие воют. Думает, какой он плодовый садразведет: "Вот тут будут груши, сливы; вот тут - персики, тут - грецкийорех!" Посмотрит в окошко - ан там все, как он задумал, все точно так уж иесть! Ломятся, по щучьему велению, под грузом плодов деревья грушевые,персиковые, абрикосовые, а он только знай фрукты машинами собирает да врот кладет! Думает, каких он коров разведет, что ни кожи, ни мяса, а всеодно молоко, все молоко! Думает, какой он клубники насадит, все двойной датройной, по пяти ягод на фунт, и сколько он этой клубники в Москве продаст Потом снится,что он ходит по берегам Евфрата и Тигра... [то есть, согласно библейскимсказаниям, в раю] - Ева, мой друг! - говорит он. НА САМОМ ДЕЛЕВ МЫСЛЯХБИБЛЕЙСКАЯ РЕМИНИСЦЕНЦИЯ ЗАМЫСЕЛ АВТОРА