Физкультурно – оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня МОУ «СОШ 21» МО «Город Саратов» Автор: Белкин А.Е.
«Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продление жизни человека» Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ» Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ»
Данные ежегодных профилактических осмотров обучающихся в Саратовской области свидетельствуют, что из 232,2 тысячи обучающихся 66 процентов имеют хронические заболевания. Количество обучающихся, относимых к первой группе здоровья (т.е. практически здоровых), остается на прежнем низком уровне – 19 процентов. За последние пять лет заболеваемость юношей-подростков увеличилась на 9 процентов. Годными к военной службе в 2007 году признано всего 72,5 процента юношей призывного возраста. Данные ежегодных профилактических осмотров обучающихся в Саратовской области свидетельствуют, что из 232,2 тысячи обучающихся 66 процентов имеют хронические заболевания. Количество обучающихся, относимых к первой группе здоровья (т.е. практически здоровых), остается на прежнем низком уровне – 19 процентов. За последние пять лет заболеваемость юношей-подростков увеличилась на 9 процентов. Годными к военной службе в 2007 году признано всего 72,5 процента юношей призывного возраста. Закон Саратовской областной Думы от г. 252-ЗСО «Об областной целевой программе «Развитие образования» на годы // СЗ Саратовской области Ст Закон Саратовской областной Думы от г. 252-ЗСО «Об областной целевой программе «Развитие образования» на годы // СЗ Саратовской области Ст
Одна из причин этого - нерациональное распределение учебной нагрузки и малоподвижный образ жизни.
На основании собранных данных по изучению активного отдыха И.М. Сеченовым разработана теория, из которой следует, что если утомленный орган прекращает работу и временно пребывает в состоянии покоя, а в это время другой орган работает, то нервная система испытывает полезное возбуждение, содействующее более быстрому восстановлению трудоспособности утомленного органа.
Исследованиями И.П. Павлова установлено, что смена одного вида деятельности другим дает отдых длительно работавшим клеткам коры головного мозга. Это в одинаковой степени может относиться к лицам, занимающимся физическим или умственным трудом.
Наблюдения учителей школы за отдыхающими детьми на переменах между уроками показывают, что учащиеся сами предпочитают проводить время отдыха не в пассивном состоянии, а в каком-либо легком занятии (подвижной игре, прогулке, импровизированной спортивной игре и т.д.) на переменах между уроками показывают, что учащиеся сами предпочитают проводить время отдыха не в пассивном состоянии, а в каком-либо легком занятии (подвижной игре, прогулке, импровизированной спортивной игре и т.д.)
Одним из направлений здоровьесберегающих технологий в нашей школе является систематическое применение малых форм физического воспитания: гимнастики до занятий, физкультминуток, часа здоровья (олимпийский час) на удлиненной перемене.
Во время проведения малых форм физического воспитания происходит равномерное распределение процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга и усиление деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
Гимнастика до занятий Ее цель – оптимизировать уровень возбудимости и функциональной подвижности центральной нервной системы, воздействовать на все органы и системы организма, отодвинуть развитие утомления.
Физкультминутки Физкультурные минутки способствуют снижению утомления, вызванного учебной деятельностью, уменьшают влияние статической нагрузки на мышцы туловища и кисти, повышают положительные эмоции.
Час здоровья (олимпийский час) на удлиненной перемене Однако в старших классах школы значительно увеличивается умственная нагрузка. Поэтому кратковременный активный отдых не снимает полностью утомления, и в распорядок дня этих классов включен более длительный перерыв в виде часа здоровья на удлиненной перемене с целью дополнительных занятий физическими упражнениями.
В процессе проведения приведенных выше физкультурно – оздоровительных мероприятий нашей школой решаются такие задачи, как активизация двигательного режима в течение учебного дня и внедрение физической культуры в повседневный быт школьников; поддержание оптимального уровня работоспособности в учебной деятельности; укрепление здоровья и совершенствование культуры движений; содействие улучшению физического развития и двигательной подготовленности учащихся; овладение навыками самостоятельных занятий физической культурой.
Сотрудники кафедры поликлинической педиатрии и неонатологии СГМУ ежегодно проводят работу по обследованию школьников нашей школы. В 2008 году у 22,9% обследованных детей отмечалось повышенное или пониженное артериальное давление, в 2009 году – у 17,1%. Если в 2008 году показатели динамометрии и жизненной емкости легких соответствовали норме у примерно половины обследованных, то в 2009 году – у почти 70% обследованных.
Д НН – показатели динамометрии ниже нормы Д Н – показатели динамометрии соответствуют норме Д Н – показатели динамометрии соответствуют норме ЖЕЛ НН – показатели спирометрии ниже нормы ЖЕЛ Н – показатели спирометрии соответствуют норме Физиометрические параметры
Приведенные данные обследований школьников говорят о том, что применение малых форм физического воспитания в режиме учебного дня в нашей школе выполняет главную задачу российской школы – сбережение здоровья детей. С 2004 года школа стала экспериментальной городской площадкой по внедрению здоровьесберегающих технологий в учебно- воспитательный процесс.