Образ себя, образ другого и образ врага в постсоветских учебниках истории Армении Микаэл Золян
Постсоветский контекст: от истории империи к истории национальных государств Временные зоны Европы по Э. Геллнеру – СССР как «четвертая зона» В советскую эпоху национальная история вписывалась в контекст обще-советской истории Парадокс советской империи – с одной стороны открытые проявления национализма подавлялись, с другой фактически поощрялось строительство национальных нарративов
Состояние исторической науки в Армении Освобождение от идеологического давления советского периода – открытие новых тем для исследований (напр. Первая республика) Усиление ревизионистских и дилетантских подходов Сопротивление старшего и среднего поколений историков ревизионизму Умеренная позиция государственных элит (особенности государственной политики: Л. Тер- Петросян, Р. Кочарян, С. Саргсян)
Учебники Истории История Армении, для 5-го класса, под ред. В. Бархударяна, Издательство Луйс, История Армении, для 6-ого класса, под. ред. Б. Арутюняна. Ереван, Издательство Макмиллан-Армения, История Армении для 6-го класса, под ред. В. Бархударяна, Ереван, Издательство Луйс, История Армении для 8-ого класса. Под ред. В. Бархударяна, Ереван, Издательство Луйс, 2005 История Армении, для 8-ого класса, под ред. В. Бархударяна, Ереван, Издательство Макмиллан-Армения, История Армении в контексте мировой истории для 9-го класса, под ред. В Бархударяна, издательство Зангак-97, История Армении в контексте мировой истории для 10-го класса, под ред. В Бархударяна, издательство Зангак-97, 2001.
Изучение истории в школе Начинается с 6-го класса – параллельное изучение истории Армении и мировой истории В ых классах предмет «история Армении в контексте мировой истории»
Образ Себя Небольшой, но свободолюбивый народ, который борется против внешних врагов Подчеркивается роль культуры и языка для «выживания» нации «особая роль» Армянской Апостольской Церкви (практически исключена история армян не принадлжежащих к ней)
Образ Другого – Внешние силы Образ врага – империя, завоеватели, (кочевники): постоянные попытки завоевать, уничтожить или ассимилировать армян Квази-Позитивный образ – великие державы, от которых ожидается помощь в борьбе за свободу Россия – противоречивый образ (позитивно оценивается присоединение к России, негативная оценка политики царизма и большевизма)
Образ Другого – Соседи по Региону В древний период – в основном позитивная оценка – совместная борьба Армении, Грузии и Кавказской Албании против захватчиков Грузия – сложные взаимоотношения в Азербайджан – конфликты в , , гг.