Хохлома - странное, веселое слово. Хохлома - странное, веселое слово. В нем и смех слышится, и восхищенное ОХ! И восторженное АХ! В нем и смех слышится, и восхищенное ОХ! И восторженное АХ!
Сказка - Как же начиналось это удивительное, хохломское художество? Разное рассказывают старики. Говорят, будто полторы тысячи лет назад поселился в лесу за Волгой веселый мужичок - умелец. Избу поставил, стол, да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшеничную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица-Жар. Он ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Вот, мол, откуда пошла на Руси золотая посуда. - Как же начиналось это удивительное, хохломское художество? Разное рассказывают старики. Говорят, будто полторы тысячи лет назад поселился в лесу за Волгой веселый мужичок - умелец. Избу поставил, стол, да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшеничную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица-Жар. Он ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Вот, мол, откуда пошла на Руси золотая посуда. Это, конечно, сказка. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров - иконописцев. Свои иконы они писали на деревянных досках, которые покрывали льняным маслом, прогревали в печи. Потом уж и посуду стали по такому способу золотить. Это, конечно, сказка. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров - иконописцев. Свои иконы они писали на деревянных досках, которые покрывали льняным маслом, прогревали в печи. Потом уж и посуду стали по такому способу золотить. Издавна делали посуду в лесных Заволжских деревеньках Виноградово, Семино, Куличино, Разводино, Хрящи. Но зовут ее не виноградовской или куличинской, а хохломской. Почему? А вот почему: Издавна делали посуду в лесных Заволжских деревеньках Виноградово, Семино, Куличино, Разводино, Хрящи. Но зовут ее не виноградовской или куличинской, а хохломской. Почему? А вот почему: Стук-бряк! - катят груженые подводы вдоль извилистой речки Узолье. Стук-бряк! - катят груженые подводы вдоль извилистой речки Узолье. Стук-бряк! - погромыхивает деревянный товар. Везут его в ближнее древнее село-Хохлому виноградовские, разводинские мастера. Оттуда разлетаются Жар-птицами миски да ложки по ярмаркам: Стук-бряк! - погромыхивает деревянный товар. Везут его в ближнее древнее село-Хохлому виноградовские, разводинские мастера. Оттуда разлетаются Жар-птицами миски да ложки по ярмаркам: - Кому посуда для каши, окрошки? Чудо-блюдо, да чашки, ложки! - Кому посуда для каши, окрошки? Чудо-блюдо, да чашки, ложки! - Откуда посуда? - Откуда посуда? - К вам приехала золотая Хохлома! - К вам приехала золотая Хохлома!
Легенда Легенда Давным-давно жил мастер икон, Давным-давно жил мастер икон, который очень изящно рисовал который очень изящно рисовал иконы, но душа художника была в природе, живой жизни. Мастер поселился в глухих Керженских лесах и стал заниматься промыслом: делать чаши, кухонную утварь, украшая их видами природы – цветами, ветками, листьями, травой, ягодами, рыбами, птицами. иконы, но душа художника была в природе, живой жизни. Мастер поселился в глухих Керженских лесах и стал заниматься промыслом: делать чаши, кухонную утварь, украшая их видами природы – цветами, ветками, листьями, травой, ягодами, рыбами, птицами. Слава о мастере быстро разнеслась по земле, у него появились продолжатели его ремесла. Слава о мастере быстро разнеслась по земле, у него появились продолжатели его ремесла. Такова легенда. Такова легенда.
Хохлома Хохломская роспись, русский народный художественный промысел; возник в 17 в. Название происходит от села Хохлома. Декоративная роспись на деревянных изделиях (посуда, мебель) Хохломская роспись, русский народный художественный промысел; возник в 17 в. Название происходит от села Хохлома. Декоративная роспись на деревянных изделиях (посуда, мебель) отличается тонким растительным отличается тонким растительным узором, выполненным красным и узором, выполненным красным и черным (реже зеленым) тонами и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону. золотом по золотистому фону. /БЭС,1991.Т с., илл./ /БЭС,1991.Т с., илл./
Хохлома Посуда Хохломы создаёт ощущение жаркого пламени. Она практична и нарядна. Она поражает своей удивительной красотой. Не случайно Хохлома так любима не только туристами, но и самими россиянами. В моду сейчас постепенно возвращается искусство Древней Руси с ее характерными самобытными элементами. Хохлома – это снова модно и стильно!
Из истории хохломской росписи Близ Нижнего Новгорода, среди заволжских деревень раскинулось большое старинное село Хохлома, расположенное на берегу Волги. Жители села издавна занимались разными ремёслами, в том числе изготовлением деревянной посуды и домашней утвари. На волжские ярмарки приезжали купцы со всех концов Руси и даже иноземцы. Поэтому волжане изготавливали вещи на продажу. Огромным спросом пользовалась их деревянная посуда, расписанная в красные, чёрные и золотые цвета, украшенная стеблями, цветами и ягодами. Близ Нижнего Новгорода, среди заволжских деревень раскинулось большое старинное село Хохлома, расположенное на берегу Волги. Жители села издавна занимались разными ремёслами, в том числе изготовлением деревянной посуды и домашней утвари. На волжские ярмарки приезжали купцы со всех концов Руси и даже иноземцы. Поэтому волжане изготавливали вещи на продажу. Огромным спросом пользовалась их деревянная посуда, расписанная в красные, чёрные и золотые цвета, украшенная стеблями, цветами и ягодами. Золотая хохлома развозилась по всей Золотая хохлома развозилась по всей России. Доходила она и до Средней Азии, России. Доходила она и до Средней Азии, Турции, Индии и Европы, заслужив Турции, Индии и Европы, заслужив всемирную славу. всемирную славу.
Цвета хохломы Рисунок Хохлома из древне привлекал своей красочностью и яркостью. Рисунок Хохлома из древне привлекал своей красочностью и яркостью. Особенностью рисунка Хохлома является то, что он изображается всегда на черном фоне. Несмотря на это, рисунок Хохлома выглядит праздничным благодаря красным и золотистым узорам, которые наносятся поверх черного фона. Особенностью рисунка Хохлома является то, что он изображается всегда на черном фоне. Несмотря на это, рисунок Хохлома выглядит праздничным благодаря красным и золотистым узорам, которые наносятся поверх черного фона. Традиции хохломского рисунка пришли к нам в народное Традиции хохломского рисунка пришли к нам в народное искусство с украшениями древнерусских рукописных книг искусство с украшениями древнерусских рукописных книг и икон. Хохломские ремесленники расписывали свои изделия и икон. Хохломские ремесленники расписывали свои изделия только тремя красками. На любом предмете, украшенном только тремя красками. На любом предмете, украшенном хохломским узором, можно увидеть красные ягоды, рассыпанные хохломским узором, можно увидеть красные ягоды, рассыпанные по черному фону. Яркие пятна ягод кажутся такими сочными и по черному фону. Яркие пятна ягод кажутся такими сочными и выделяются на черном так четко, что смотрятся настоящими выделяются на черном так четко, что смотрятся настоящими сочными плодами кислой брусники, рябины или клюквы. сочными плодами кислой брусники, рябины или клюквы. Ягоды украшены золотистыми стебельками и лепестками. Ягоды украшены золотистыми стебельками и лепестками. Такой выбор не случаен. Раньше красный цвет считался Такой выбор не случаен. Раньше красный цвет считался праздничным и не мог встречаться в повседневной жизни праздничным и не мог встречаться в повседневной жизни часто. Да и золотистая роспись была дорогим украшением – часто. Да и золотистая роспись была дорогим украшением – не каждая невеста могла похвастать таким приданым, и не в не каждая невеста могла похвастать таким приданым, и не в каждой семье можно было встретить расписную хохломскую каждой семье можно было встретить расписную хохломскую ложку. ложку.
Рисунок хохломы В росписи хохломской посуды нет жанровых сцен. Художники рисуют растительные орнаменты: листики, изогнутые веточки, землянички, малинки, рябинки, сердечки цветов. Узоры то тянутся вверх, то бегут по кругу, то извиваются. В этом разнообразии орнаментов проявляется фантазия художников. Но самым любимым мотивом остается орнамент «травка», изогнутая, кустиком или одной былинкой. «Травку» обычно пишут красным или чёрным цветом, она обязательный элемент хохломской росписи. Самые замысловатые узоры называются «кудрины». Травка превращается здесь в кудри-завитки, похожие на перья жар- птицы. «Кудрины» всегда пишутся золотом. В росписи хохломской посуды нет жанровых сцен. Художники рисуют растительные орнаменты: листики, изогнутые веточки, землянички, малинки, рябинки, сердечки цветов. Узоры то тянутся вверх, то бегут по кругу, то извиваются. В этом разнообразии орнаментов проявляется фантазия художников. Но самым любимым мотивом остается орнамент «травка», изогнутая, кустиком или одной былинкой. «Травку» обычно пишут красным или чёрным цветом, она обязательный элемент хохломской росписи. Самые замысловатые узоры называются «кудрины». Травка превращается здесь в кудри-завитки, похожие на перья жар- птицы. «Кудрины» всегда пишутся золотом. Цветущие кусты и плоды на Руси считались пожеланием добра и благополучия, поэтому-то их так много в хохломской росписи. Художники не вычерчивают заранее чётких контуров в узорах, а для этого необходимо большое мастерство, точность руки и глаза. Цветущие кусты и плоды на Руси считались пожеланием добра и благополучия, поэтому-то их так много в хохломской росписи. Художники не вычерчивают заранее чётких контуров в узорах, а для этого необходимо большое мастерство, точность руки и глаза.
Ветка плавно изогнулась И колечком завернулась. Рядом с листиком трехпалым Земляника цветом алым. Ветка плавно изогнулась И колечком завернулась. Рядом с листиком трехпалым Земляника цветом алым. Засияла, поднялась, Сладким соком налилась. А трава, как бахрома, Золотая хохлома! Засияла, поднялась, Сладким соком налилась. А трава, как бахрома, Золотая хохлома!
Хохломской орнамент Хохломской орнамент удивителен. Его отличает богатство красок медово- золотого цвета. Орнамент хохломской росписи очень разнообразен и декоративен. Художники передают красоту нашей жизни, которую мы, обычные люди, порой и не замечаем. Яркую осень с ее яркой листвой, красочные цветы, многочисленные разноцветные ягоды. Хохломской орнамент удивителен. Его отличает богатство красок медово- золотого цвета. Орнамент хохломской росписи очень разнообразен и декоративен. Художники передают красоту нашей жизни, которую мы, обычные люди, порой и не замечаем. Яркую осень с ее яркой листвой, красочные цветы, многочисленные разноцветные ягоды. Орнаменты наносятся красными и черными цветами. Листья получаются сочными, кончики листьев тонкими, ягодки на стеблях – спелыми и сладкими, в связи с чем, рисунки получаются легкими, изящными и живыми. Бывает, что мастера по росписи под хохлому, рисуют между травой цветы, птиц и рыбок. Орнаменты наносятся красными и черными цветами. Листья получаются сочными, кончики листьев тонкими, ягодки на стеблях – спелыми и сладкими, в связи с чем, рисунки получаются легкими, изящными и живыми. Бывает, что мастера по росписи под хохлому, рисуют между травой цветы, птиц и рыбок. Хохломские мастера роспись подчиняют форме предмета (чаше, ковшу, вазе, шкатулке, ложке). Они украшают изделия нарядной росписью, и от этой красоты в наш дом приходит радость, счастье увиденного и умиротворенность. Хохломские мастера роспись подчиняют форме предмета (чаше, ковшу, вазе, шкатулке, ложке). Они украшают изделия нарядной росписью, и от этой красоты в наш дом приходит радость, счастье увиденного и умиротворенность. Хохломские мастера делают не только отдельные предметы Хохломские мастера делают не только отдельные предметы посуды, но и расписывают мебель для детей. Которой посуды, но и расписывают мебель для детей. Которой любуются не только дети в своих спальнях и детских любуются не только дети в своих спальнях и детских садах, но и взрослые люди поражаются умельцам садах, но и взрослые люди поражаются умельцам хохломской росписи. хохломской росписи.
Секреты орнамента
Процесс производства Процесс производства различных изделий расписанных под хохлому (ложки, чашки, подносы, самовары, мебель и другая утварь), не изменился со времени своего зарождения, но все же благодаря современным материалам и некоторым измененным принципам производства, хохломские изделия стали более прочными и долговечными. Процесс производства различных изделий расписанных под хохлому (ложки, чашки, подносы, самовары, мебель и другая утварь), не изменился со времени своего зарождения, но все же благодаря современным материалам и некоторым измененным принципам производства, хохломские изделия стали более прочными и долговечными. Этот процесс заключается в следующем. Вначале вытачивается само изделие, которое получается белого цвета. После этого мастера грунтуют изделие, то есть покрывают его раствором глины, после чего умельцы вылуживают его оловом, серебром или алюминием. Затем изделие становиться готовым для росписи, т.е. блестящим и гладким. Далее изделия с нанесенной росписью закрепляются сушкой в печи. Последним этапом является лакировка или сушка под высокой температурой, это зависит от лака. Получаемые готовые поделки устойчивы как к жаре, так и к холоду. Они изящны, красивы, легки как весенний ветерок и ярки как летний солнечный лучик Этот процесс заключается в следующем. Вначале вытачивается само изделие, которое получается белого цвета. После этого мастера грунтуют изделие, то есть покрывают его раствором глины, после чего умельцы вылуживают его оловом, серебром или алюминием. Затем изделие становиться готовым для росписи, т.е. блестящим и гладким. Далее изделия с нанесенной росписью закрепляются сушкой в печи. Последним этапом является лакировка или сушка под высокой температурой, это зависит от лака. Получаемые готовые поделки устойчивы как к жаре, так и к холоду. Они изящны, красивы, легки как весенний ветерок и ярки как летний солнечный лучик
Ложки Одним из крупнейших специализированных мест производства хохломских ложек может считаться Семенов. Хохломская ложка – один из популярнейших сувениров из России. Одним из крупнейших специализированных мест производства хохломских ложек может считаться Семенов. Хохломская ложка – один из популярнейших сувениров из России. Это изделие сделано решения задач использования в повседневной жизни посуды изготовленной в домашних. Композиционный орнамент ложки - змеящийся стебель, покрытый травой, где каждое ветвь оканчивается насыщенными ягодами. Воздушная, звучная, расписная ложка радует глаз и будет надежной помощницей и дома, и на природе, и загородом. Ложки, в основном обрабатываются в ручную. Ложки изготавливают в основном из осины, липы, березы, а дорогие – из пальмы и клена. Это изделие сделано решения задач использования в повседневной жизни посуды изготовленной в домашних. Композиционный орнамент ложки - змеящийся стебель, покрытый травой, где каждое ветвь оканчивается насыщенными ягодами. Воздушная, звучная, расписная ложка радует глаз и будет надежной помощницей и дома, и на природе, и загородом. Ложки, в основном обрабатываются в ручную. Ложки изготавливают в основном из осины, липы, березы, а дорогие – из пальмы и клена. Существует различные виды ложек, например: Существует различные виды ложек, например: тонкая, полубасская, ложка для варенья, сувенирная, тонкая, полубасская, ложка для варенья, сувенирная, детская, салатная. Хохломская ложка, бесспорно, пользуется Хохломская ложка, бесспорно, пользуется немалым спросом, а умельцами общенародного немалым спросом, а умельцами общенародного искусства разрабатываются всевозможные её искусства разрабатываются всевозможные её конфигурации и орнаменты. конфигурации и орнаменты.
Шкатулки Когда умельцы перешли к занятию на широких поверхностях золотистого фона, выразилась присущая русскому орнаменту тяготение к широте письма, что хорошо видно на расписанных под хохлому шкатулках.. Дерзкий кистевой мазок делается одним из главных составляющих травяного узора. И так и эдак совмещая вытянутые мазки черной и красной краски, большие и маленькие, густые и воздушные, умельцы творили мелодии цветов, травок, деревьев и кустов с роскошной кучерявой кроной. Узор дополнялся мелодией цветов и ягод, наносившихся при помощи пористой губки Когда умельцы перешли к занятию на широких поверхностях золотистого фона, выразилась присущая русскому орнаменту тяготение к широте письма, что хорошо видно на расписанных под хохлому шкатулках.. Дерзкий кистевой мазок делается одним из главных составляющих травяного узора. И так и эдак совмещая вытянутые мазки черной и красной краски, большие и маленькие, густые и воздушные, умельцы творили мелодии цветов, травок, деревьев и кустов с роскошной кучерявой кроной. Узор дополнялся мелодией цветов и ягод, наносившихся при помощи пористой губки или тампона. Невесомость и естественность или тампона. Невесомость и естественность почерка умельца становиться мерой художест- почерка умельца становиться мерой художест- венных достоинств произведения. Претворение венных достоинств произведения. Претворение в жизнь росписи от руки кистью воспитывало у в жизнь росписи от руки кистью воспитывало у виртуозов обыкновение легко изменять орнамент. виртуозов обыкновение легко изменять орнамент. На специфику травных узоров влияли и форма На специфику травных узоров влияли и форма посуды. В ходе работыдля любого вида изделий в посуды. В ходе работыдля любого вида изделий в хохломе имелись стандартные композиции росписи, хохломе имелись стандартные композиции росписи, часто отвечающие нраву их размеров и формы. часто отвечающие нраву их размеров и формы.
Изделия Характерной чертой хохломских изделий является Характерной чертой хохломских изделий является традиционный рисунок: узорчатая тонкая роспись из традиционный рисунок: узорчатая тонкая роспись из вьющихся растений и ягод. Хохломская роспись встречается вьющихся растений и ягод. Хохломская роспись встречается практически на всех предметах домашнего и кухонного практически на всех предметах домашнего и кухонного обихода. Самовары и ложки, ушата и миски – изделия, какими обихода. Самовары и ложки, ушата и миски – изделия, какими пользовалась русская крестьянская семья и которые находились пользовалась русская крестьянская семья и которые находились всегда под рукой заботливой хозяйки – именно они и стали предметом народного искусства. всегда под рукой заботливой хозяйки – именно они и стали предметом народного искусства. Хохлома стала славиться расписными предметами не так уж давно. Именно таким образом изделия начали украшать только в 17 веке – возможно, тогда и были привезены дорогие и редкие краски, которые не стирались с течением времени. Сейчас хохломская роспись стала забытой историей, к которой возвращаются, чтобы скорее порадовать иностранных да иногородних гостей, чем вспомнить о своих истоках. Драгоценность хохломских украшений перестала быть редкостью – купить ее может практически каждый, кто заинтересован культурой русского народа. В Нижегородской области хохломские изделия по-прежнему остаются востребованным товаром – недалеко от села Хохлома работают две ремесленные фабрики, которые пытаются сохранить и передать традицию русского народа. Традицию, которую ни забыть, ни купить нельзя Хохлома стала славиться расписными предметами не так уж давно. Именно таким образом изделия начали украшать только в 17 веке – возможно, тогда и были привезены дорогие и редкие краски, которые не стирались с течением времени. Сейчас хохломская роспись стала забытой историей, к которой возвращаются, чтобы скорее порадовать иностранных да иногородних гостей, чем вспомнить о своих истоках. Драгоценность хохломских украшений перестала быть редкостью – купить ее может практически каждый, кто заинтересован культурой русского народа. В Нижегородской области хохломские изделия по-прежнему остаются востребованным товаром – недалеко от села Хохлома работают две ремесленные фабрики, которые пытаются сохранить и передать традицию русского народа. Традицию, которую ни забыть, ни купить нельзя
Посуда
Современная хохлома Андрей Кленин "Чужая хохлома
Сувениры
Хохлома в наши дни
Вот так хохлома!
Такая сладкая хохлома!!!
Рекордсмены Мастера хохломской росписи придумывают изумительные, самобытные образцы ложек, настоящие творения искусства. Искусство виртуозов хохломы, ошеломляет, воспитывает и радует самые превосходные чувства. Хохломская ложка, бесспорно, пользуется немалым спросом, а умельцами общенародного искусства разрабатываются всевозможные её конфигурации и орнаменты. Мастера хохломской росписи придумывают изумительные, самобытные образцы ложек, настоящие творения искусства. Искусство виртуозов хохломы, ошеломляет, воспитывает и радует самые превосходные чувства. Хохломская ложка, бесспорно, пользуется немалым спросом, а умельцами общенародного искусства разрабатываются всевозможные её конфигурации и орнаменты. Ведь настоящие трофеи «дикой» охоты по культурным прериям России – это отнюдь не янтарные драгоценности и меха – это хорошо забытые старые, привычные для нас изделия русских ремесленников. Ведь настоящие трофеи «дикой» охоты по культурным прериям России – это отнюдь не янтарные драгоценности и меха – это хорошо забытые старые, привычные для нас изделия русских ремесленников.
литература Хохлома – Россия, Russia. htm Хохлома – Россия, Russia. htm
история Первоначально слово Хохлома означало название одной из торговых деревень. Сюда мастера из окрестных деревень приносили свои изделия. Это было время возрождения России, наступившего после освобождения от опустошительного татаро-монгольского ига, время обновления храмов и церквей. Местные леса дали приют бежавшим от своих хозяев крестьянам и староверам. Эта земля была бедна, и народные промыслы стал и новым источником существования. Новый промысел объединил вековые традиции местных жителей и беженцев, особенно староверов. Народный промысел развивался постоянно. Уже в конце 19 века хохлома была представлена на каждой отечественной и иностранной ярмарке. И после небывалого успеха на Международной выставке в Париже экспорт хохломы резко вырос в различные страны. Особенно много покупали торговые фирмы Германии, Англии, Франции и Индии. Даже один из немецких предпринимателей взялся за производство деревянных ложек, которые выдавал за хохлому. С началом 20 века народные промыслы пережили кризис, вызванный Мировой и гражданской войнами. Из-за этого многие мастера лишились заказов и закрыли свои мастерские. В наше время хохлома получила второе дыхание, появилось новое поколение мастеров. И теперь Хохлома "возвращается" к нам в Россию и мир. Первоначально слово Хохлома означало название одной из торговых деревень. Сюда мастера из окрестных деревень приносили свои изделия. Это было время возрождения России, наступившего после освобождения от опустошительного татаро-монгольского ига, время обновления храмов и церквей. Местные леса дали приют бежавшим от своих хозяев крестьянам и староверам. Эта земля была бедна, и народные промыслы стал и новым источником существования. Новый промысел объединил вековые традиции местных жителей и беженцев, особенно староверов. Народный промысел развивался постоянно. Уже в конце 19 века хохлома была представлена на каждой отечественной и иностранной ярмарке. И после небывалого успеха на Международной выставке в Париже экспорт хохломы резко вырос в различные страны. Особенно много покупали торговые фирмы Германии, Англии, Франции и Индии. Даже один из немецких предпринимателей взялся за производство деревянных ложек, которые выдавал за хохлому. С началом 20 века народные промыслы пережили кризис, вызванный Мировой и гражданской войнами. Из-за этого многие мастера лишились заказов и закрыли свои мастерские. В наше время хохлома получила второе дыхание, появилось новое поколение мастеров. И теперь Хохлома "возвращается" к нам в Россию и мир.словоизделияРоссиипослемонгольскогоНовыйконцевекаМеждународнойстраны ГерманииначаломкризисМировойгражданскойвойнамисловоизделияРоссиипослемонгольскогоНовыйконцевекаМеждународнойстраны ГерманииначаломкризисМировойгражданскойвойнами
Сувениры Хохлома «Сувенир» в переводе с французского означает «память». Если же перефразировать на старославянский лад, то получится ничто иное как «гостинец», памятный подарок, привезенный из других мест. Потому на память о себе действительно хочется оставить не только впечатления и фотокарточки одиноких берез да богатых дворцов, не только матрешек – которые в скором времени будут пылиться на французских полках, но и ту частичку народной славянскую культуры, которая приобретет особую ценность. «Сувенир» в переводе с французского означает «память». Если же перефразировать на старославянский лад, то получится ничто иное как «гостинец», памятный подарок, привезенный из других мест. Потому на память о себе действительно хочется оставить не только впечатления и фотокарточки одиноких берез да богатых дворцов, не только матрешек – которые в скором времени будут пылиться на французских полках, но и ту частичку народной славянскую культуры, которая приобретет особую ценность. Хохломской промысел для гостеприимных россиян дарит множество оригинальных идей и дополняет стандартные решения. Без сомнения, лучше подарить не просто самовар – а самовар с хохломской росписью, не обычный лакированный бочонок – а бочонок с узором народных художников. А если к тому же дать полезный совет о том, как квасить капусту и мариновать огурцы, то можно с уверенностью сказать, что память – сувенир – останется надолго не только в сердцах приезжих гостей, но и в кухонном репертуаре иностранных хозяек, и может быть, даже хозяев. Традиционный напиток да с традиционным угощением и в посуде, сделанной в лучших славянских традициях, для какого- нибудь южноамериканца может стать почти трофейной гордостью и хвастовством. Хохломской промысел для гостеприимных россиян дарит множество оригинальных идей и дополняет стандартные решения. Без сомнения, лучше подарить не просто самовар – а самовар с хохломской росписью, не обычный лакированный бочонок – а бочонок с узором народных художников. А если к тому же дать полезный совет о том, как квасить капусту и мариновать огурцы, то можно с уверенностью сказать, что память – сувенир – останется надолго не только в сердцах приезжих гостей, но и в кухонном репертуаре иностранных хозяек, и может быть, даже хозяев. Традиционный напиток да с традиционным угощением и в посуде, сделанной в лучших славянских традициях, для какого- нибудь южноамериканца может стать почти трофейной гордостью и хвастовством.
Рисунок Хохломы Традиционным рисунком Хохломы являются вьющиеся растения, красочные цветы и стебли. Они обвивают каждое изделие, что придает им подлинную драгоценность. На сегодняшний день существует три вида рисунка Хохломы: «травное», «под фон», «Кудрина». Каждый из них имеет свою уникальную технику исполнения. Традиционным рисунком Хохломы являются вьющиеся растения, красочные цветы и стебли. Они обвивают каждое изделие, что придает им подлинную драгоценность. На сегодняшний день существует три вида рисунка Хохломы: «травное», «под фон», «Кудрина». Каждый из них имеет свою уникальную технику исполнения. Несложно догадаться, что рисунок Хохлома «травное» символизирует листья и стебли травы, которые выполняются легкими мазками. Линии этого рисунка удлиненные и уточненные. Это придает рисунку Хохломы ажурность и нарядность. Зеленые, желтые, а так же коричневые узоры, символизировали листья, а красные кружки – спелые ягоды. Есть поверье, что цветущие кусты и плоды всегда на Руси приносили в дом благополучие, добро и здоровье. Несложно догадаться, что рисунок Хохлома «травное» символизирует листья и стебли травы, которые выполняются легкими мазками. Линии этого рисунка удлиненные и уточненные. Это придает рисунку Хохломы ажурность и нарядность. Зеленые, желтые, а так же коричневые узоры, символизировали листья, а красные кружки – спелые ягоды. Есть поверье, что цветущие кусты и плоды всегда на Руси приносили в дом благополучие, добро и здоровье. Ещё один вид рисунка Хохлом – это рисунок «под фон». Техника исполнения данного узора очень сложна, т.к. сначала наносится рисунок, а только потом закрашивается фон изделия. Ещё один вид рисунка Хохлом – это рисунок «под фон». Техника исполнения данного узора очень сложна, т.к. сначала наносится рисунок, а только потом закрашивается фон изделия. Для рисунка Хохлома «Кудрина» характерен своеобразный узор из «кудрявых» и округлых завитков. Для рисунка Хохлома «Кудрина» характерен своеобразный узор из «кудрявых» и округлых завитков. Мастер, выполняющий рисунок Хохлома, никогда не повторяет свой узор и придумывает всегда что-то новое. Это делает рисунки мастеров Хохломы не только красивым, но и уникальным. Мастер, выполняющий рисунок Хохлома, никогда не повторяет свой узор и придумывает всегда что-то новое. Это делает рисунки мастеров Хохломы не только красивым, но и уникальным.
Наиболее близко к хохломской росписи приемы встречаем у иконописцев. Вместе с приемами окраски в хохлому прокрались и узоры орнамента, популярные у иконописцев. Корни ключевых образов орнамента промысла можно вкусить в декоративном искусстве России 17 века. В это время особенно популярны растительные орнаменты. Орнаменты наносятся черными и красными цветами. Листья выходят насыщенными, краешки листьев острыми, ягоды на стеблях – райскими, в связи с чем, рисунки получаются воздушными, изящными и живыми. Бывает, что умельцы по росписи, изображают между травой птиц, цветы и рыбок. Наиболее близко к хохломской росписи приемы встречаем у иконописцев. Вместе с приемами окраски в хохлому прокрались и узоры орнамента, популярные у иконописцев. Корни ключевых образов орнамента промысла можно вкусить в декоративном искусстве России 17 века. В это время особенно популярны растительные орнаменты. Орнаменты наносятся черными и красными цветами. Листья выходят насыщенными, краешки листьев острыми, ягоды на стеблях – райскими, в связи с чем, рисунки получаются воздушными, изящными и живыми. Бывает, что умельцы по росписи, изображают между травой птиц, цветы и рыбок.
Процесс изготовления Процесс изготовления хохломы сложен и интересен. Дерево рубили, распиливали, обтёсывали, выдалбливали углубление и до конца доделывали ножом, шлифовали. Вытачивали посуду также на станке, приходящем в движение силой воды или лошадью. Сегодня станки электрические. Высушенное изделие необходимо подготовить к окраске. Сначала его обмазываю льняным маслом, затем специальным грунтом, в состав которого входит глина. Изделие сушат в печи, шлифуют, обмазывают олифой, чтобы появилась липкая плёнка, к которой легко пристаёт измельчённый порошок металла – полуда. Полуду втирают, и предмет становится похож на серебряный. И только теперь за работу берётся красильщик. Когда изделие расписано, его покрывают несколькими слоями лака-олифы и закаливают в печи при высокой температуре. Под плёнкой закаленного лака всё, что было в росписи серебряным, становится золотым. Так хохлома становится сначала деревянной, «глиняной», «серебряной» и, наконец, «золотой». Этот секрет золочения мастера позаимствовали у иконописцев. Процесс изготовления хохломы сложен и интересен. Дерево рубили, распиливали, обтёсывали, выдалбливали углубление и до конца доделывали ножом, шлифовали. Вытачивали посуду также на станке, приходящем в движение силой воды или лошадью. Сегодня станки электрические. Высушенное изделие необходимо подготовить к окраске. Сначала его обмазываю льняным маслом, затем специальным грунтом, в состав которого входит глина. Изделие сушат в печи, шлифуют, обмазывают олифой, чтобы появилась липкая плёнка, к которой легко пристаёт измельчённый порошок металла – полуда. Полуду втирают, и предмет становится похож на серебряный. И только теперь за работу берётся красильщик. Когда изделие расписано, его покрывают несколькими слоями лака-олифы и закаливают в печи при высокой температуре. Под плёнкой закаленного лака всё, что было в росписи серебряным, становится золотым. Так хохлома становится сначала деревянной, «глиняной», «серебряной» и, наконец, «золотой». Этот секрет золочения мастера позаимствовали у иконописцев.
Посуда Хохломы С древнейших веков в Росси посуда вырезалась из дерева и для того, чтобы загерметизировать дерево и избежать его гниения, посуду красили масляными красками. Поэтому посуда Хохлома один из древнейших видов росписи посуды. Конечно, в современных условиях посуда Хохлома используется только как сувенир, или как кухонный интерьер. Любой гость нашей страны захочет приобрести яркий и красочный сувенир – посуду Хохломы, т.к. такой вид росписи существует только в России. Наиболее традиционными предметами посуды могут быть: ложки, разделочные доски, тарелочки разных форм и размеров, кружки, чашки, сахарницы. Необходимо отметить, что роспись хохлома типична не только для посуды, но и для других предметов быта. К примеру, можно привести следующие: подсвечники, булавы, свистульки, амулеты и т.д. С древнейших веков в Росси посуда вырезалась из дерева и для того, чтобы загерметизировать дерево и избежать его гниения, посуду красили масляными красками. Поэтому посуда Хохлома один из древнейших видов росписи посуды. Конечно, в современных условиях посуда Хохлома используется только как сувенир, или как кухонный интерьер. Любой гость нашей страны захочет приобрести яркий и красочный сувенир – посуду Хохломы, т.к. такой вид росписи существует только в России. Наиболее традиционными предметами посуды могут быть: ложки, разделочные доски, тарелочки разных форм и размеров, кружки, чашки, сахарницы. Необходимо отметить, что роспись хохлома типична не только для посуды, но и для других предметов быта. К примеру, можно привести следующие: подсвечники, булавы, свистульки, амулеты и т.д. Очень любопытно приготовление древесины для посуды Хохломы. Очень любопытно приготовление древесины для посуды Хохломы. Древесину приготовляют из следующих видов деревьев: липы, осины, березы. Для изготовления посуды необходимы ровные деревья, без сучьев. Для того, чтобы изделия получились качественными древесину необходимо хорошо просушить. При плохой просушке древесины краска на посуде хохломе может потрескаться, и хохлома потеряет свой вид. Стук о высушенное дерево должен быть звонким, а не приглушенным. Дерево распиливают на болванки, из которых потом начинают выстругивать изделие. Для того, чтобы краска ложилась ровными слоями, необходимо древесину отшлифовать. Поверхность должна быть гладкой и при проведении по ней рукой не должно чувствоваться заусенцев. Краска на посуду наносится в несколько слоев. Сначала изделию придают фон и дают несколько часов высохнуть. После чего наноситься второй слой краски, и только после этого можно начинать наносить рисунок. Работа, безусловно, кропотливая, требующая мастерства и четкости. Любая ошибка может привести к перекраске изделия или к полной его ликвидации. После того как узор нарисован, можно приступать к последнему этапу. Каждое изделие посуды хохломы должно быть покрыто лаком. Причем не один раз, а дважды с интервалом в 6 часов, иначе первый слой лака может не успеть высохнуть и при нанесении второго слоя рисунок смажется. Древесину приготовляют из следующих видов деревьев: липы, осины, березы. Для изготовления посуды необходимы ровные деревья, без сучьев. Для того, чтобы изделия получились качественными древесину необходимо хорошо просушить. При плохой просушке древесины краска на посуде хохломе может потрескаться, и хохлома потеряет свой вид. Стук о высушенное дерево должен быть звонким, а не приглушенным. Дерево распиливают на болванки, из которых потом начинают выстругивать изделие. Для того, чтобы краска ложилась ровными слоями, необходимо древесину отшлифовать. Поверхность должна быть гладкой и при проведении по ней рукой не должно чувствоваться заусенцев. Краска на посуду наносится в несколько слоев. Сначала изделию придают фон и дают несколько часов высохнуть. После чего наноситься второй слой краски, и только после этого можно начинать наносить рисунок. Работа, безусловно, кропотливая, требующая мастерства и четкости. Любая ошибка может привести к перекраске изделия или к полной его ликвидации. После того как узор нарисован, можно приступать к последнему этапу. Каждое изделие посуды хохломы должно быть покрыто лаком. Причем не один раз, а дважды с интервалом в 6 часов, иначе первый слой лака может не успеть высохнуть и при нанесении второго слоя рисунок смажется. Процесс изготовление посуды хохломы небыстрый, и уровень владения кистью должным быть очень высок. Процесс изготовление посуды хохломы небыстрый, и уровень владения кистью должным быть очень высок. Но при этом посуда хохлома дает нам возможность наслаждаться талантом и профессионализмом наших русских мастеров. Но при этом посуда хохлома дает нам возможность наслаждаться талантом и профессионализмом наших русских мастеров.