MVNO для Сбербанка. Бизнес-модели. Зоны прибыли. Подход Гарс Телеком Проект создания MVNO «Сберфон» Телеком-аутсорсинг vs управление телекоммуникациями. Российская практика. Успешные и неудачные проекты
2 Международная конференция «Операторы виртуальных сетей мобильной связи в России сентября 2006 г. Настоящее и будущее ИТ-аутсорсинга в России 18 марта 2010 г., Москва 2
3 Международная конференция «Операторы виртуальных сетей мобильной связи в России сентября 2006 г. Настоящее и будущее ИТ-аутсорсинга в России 18 марта 2010 г., Москва 3 - победитель первой национальной премии в области аутсорсинга в номинации «телеком-аутсорсинг»
4 Международная конференция «Операторы виртуальных сетей мобильной связи в России сентября 2006 г. Настоящее и будущее ИТ-аутсорсинга в России 18 марта 2010 г., Москва 4 Модели аутсорсинга и управления телекоммуникациями 1. Аутсорсинг функций или бизнес-юнита Заказчик – предприятие с затратами на ИТ\телекоммуникации от $20 тыс. до $2 млн. в год С ростом затрат на ИТ и телекоммуникации у корпоративных клиентов всегда есть две стратегии: 1. Увеличивать штат ИТ для управления телеком-инфраструктурой предприятия с соответствующими затратами 2. Вынести функцию управления телеком-инфраструктурой на аутсорсинг, с отсутствием собственных затрат на персонал. Контроль и прозрачность управления аутсорсинговой компанией обеспечивается в рамках SLA Аутсорсинг всё чаще используется для целей повышения капитализации, поскольку существенно улучшает показатели по ФОТ и количеству персонала, а также повышает прозрачность и управляемость телеком инфраструктурой.
5 Международная конференция «Операторы виртуальных сетей мобильной связи в России сентября 2006 г. Настоящее и будущее ИТ-аутсорсинга в России 18 марта 2010 г., Москва 5 Дано: ритейловая компания, 65 точек присутствия в городах-миллионниках Как сама компания оценивает издержки на телекоммуникации: Затраты на интернет и телефонию Амортизация оборудования Как обстоят дела на самом деле: Затраты на интернет и телефонию Амортизация оборудования Рабочие места ФОТ и налоги Удержание персонала $18000\мес. $61800\мес. Модели аутсорсинга и управления телекоммуникациями 1. Аутсорсинг функций или бизнес-юнита
6 Международная конференция «Операторы виртуальных сетей мобильной связи в России сентября 2006 г. Настоящее и будущее ИТ-аутсорсинга в России 18 марта 2010 г., Москва 6 Модели аутсорсинга и управления телекоммуникациями 2. Аутсорсинг бизнеса Нередко собственники бизнеса, в том числе, в период подготовки к IPO создают собственные телеком-компании «одного клиента». Пример: «Чайка Телеком», Сибинтек, Норильск-телеком, Телсиком и др. Основные предпосылки создания собственной компании: 1.Вынести центр затрат на внешнюю компанию, улучшив финансовые показатели головной компании, что повысит её капитализацию 2.Желание «лично контролировать актив» 3.Предположение, что актив сможет развиваться эффективно и самостоятельно на свободном рынке, увеличивая свою капитализацию
7 Международная конференция «Операторы виртуальных сетей мобильной связи в России сентября 2006 г. Настоящее и будущее ИТ-аутсорсинга в России 18 марта 2010 г., Москва 7 Модели аутсорсинга и управления телекоммуникациями 2. Аутсорсинг бизнеса Успешный опыт реализации подобных проектов есть, но в 90% случаев такие компании терпят фиаско 1.Менеджмент компании «одного клиента» не мотивирован на развитие компании, поскольку доходы головной компании гарантированы 2. Нежелание акционеров инвестировать существенные средства в непрофильный бизнес. Эффективность «работы на свободном рынке» определяется квалификацией высокооплачиваемых менеджеров и постоянными затратами: на развитие сети, покупку оборудования и т.п. 3. Низкая капитализация актива и его неликвидность. Поскольку бизнес телеком-компании строится на «доходах от одного клиента», продать такой бизнес сложно - у покупателя есть 100% риск, что головная компания аннулирует денежный поток после продажи Выход – передача управления собственным телеком-активом внешней компании
8 Международная конференция «Операторы виртуальных сетей мобильной связи в России сентября 2006 г. Настоящее и будущее ИТ-аутсорсинга в России 18 марта 2010 г., Москва 8 Success stories: Управление кэптивной (карманной) телеком-компанией «Чайка- телеком» группы «Чайка плаза» Исходные данные В одной из крупнейших в Москве сети бизнес-центров «Чайка Плаза» создана операционная телеком-компания «Чайка Телеком» Инвестиции $3 М За 3 года существования произошла смена 3-х генеральных директоров Операционный убыток –$17000\мес Жалобы арендаторов на качество услуг связи Цель Вывод компании в прибыль Качественная эксплуатация инфраструктуры Повышение качества обслуживания арендаторов БЦ
9 Международная конференция «Операторы виртуальных сетей мобильной связи в России сентября 2006 г. Настоящее и будущее ИТ-аутсорсинга в России 18 марта 2010 г., Москва 9 Success stories: Управление кэптивной (карманной) телеком-компанией «Чайка- телеком» группы «Чайка плаза» Выполненные работы Технический аудит Финансовый аудит (P&L, рекомендации по оптимизации ресурсов); Аттестация и перевод персонала Реструктуризация сети Реструктуризация бизнеса\изменение стратегии позиционирования компании Эффект Вывод компании на безубыточный уровень в течение 3 мес. Стабильная прибыль – +$12000 уже на 4-й месяц управления Повышение качества обслуживания арендаторов Повышение прозрачности бизнеса компании в рамках холдинга Стоимость Аудит и консалтинг - $50000 единовременно Управление – $ % от финансового результата
10 Международная конференция «Операторы виртуальных сетей мобильной связи в России сентября 2006 г. Настоящее и будущее ИТ-аутсорсинга в России 18 марта 2010 г., Москва 10 Success stories: Аутсорсинг старта корпоративного бизнеса оператора «Норильск-Телеком» Норильск-телеком – крупнейшая телеком-компания, обслуживающая регионы бизнеса ГМК «Норильский никель». В рамках диверсификации Норникеля оператор выведен из состава группы с целью самостоятельного развития Привлечена аутсорсинговая компания для реструктуризации бизнеса актива. Цель: Повышение капитализации компании Определение ключевых драйверов роста Повышение прозрачности для основного клиента-акционера
11 Международная конференция «Операторы виртуальных сетей мобильной связи в России сентября 2006 г. Настоящее и будущее ИТ-аутсорсинга в России 18 марта 2010 г., Москва 11 Success stories: Аутсорсинг старта корпоративного бизнеса оператора «Норильск-Телеком» Выполненные работы Изучение локального рынка, потребностей и размеров корпоративного рынка Реинжиниринг продуктового ряда Разработка договорной документации, внедрение SLA Эффект Повышение прозрачности компании для собственника Определение зон будущих прибылей и стратегии развития корпоративного направления бизнеса оператора Повышение привлекательности компании для инвесторов Стоимость Аудит\консалтинг – $109000
12 Международная конференция «Операторы виртуальных сетей мобильной связи в России сентября 2006 г. Настоящее и будущее ИТ-аутсорсинга в России 18 марта 2010 г., Москва 12 Success stories: Управление телеком-инфраструктурой ДЦ «Северная башня» Цель Аудит и консалтинг телеком-оператора девелопера Сопровождение строительства и управление телеком- инфраструктурой на объекте м 2 класса «А» Задачи Технический и финансовый аудит Организация и проведение тендеров по поставкам оборудования и выбору строительных подрядчиков Управление процессом строительства сети – технический надзор над строительными подрядчиками
13 Международная конференция «Операторы виртуальных сетей мобильной связи в России сентября 2006 г. Настоящее и будущее ИТ-аутсорсинга в России 18 марта 2010 г., Москва 13 Success stories: Управление телеком-инфраструктурой ДЦ «Северная башня» Выполненные работы Аудит предложенных решений и выбор оптимальных моделей затрат Разработка концепции предоставления сервиса и эксплуатации сети Курирование процесса строительства инфраструктуры Эффект Снижение первоначально планировавшихся издержек на $2M Эффективное курирование процесса строительства инфраструктуры Выявление факторов «сращивания интересов» штатных специалистов по ИТ\телекоммуникациям Стоимость Аудит\консалтинг\технический надзор - $ Премия - % от сэкономленного бюджета
14 Международная конференция «Операторы виртуальных сетей мобильной связи в России сентября 2006 г. Настоящее и будущее ИТ-аутсорсинга в России 18 марта 2010 г., Москва 14 Success stories: Управление развитием телекоммуникационной системы ММДЦ «Москва СИТИ» Цели: Оценка доходности телекоммуникационной составляющей бизнеса ММДЦ «Москва-СИТИ» Оценка эффективности работы и перспектив развития внутренней компании «СИТИ-Телеком» Определение стратегии развития Выполненные работы Анализ характеристик строящихся объектов Определение объема телеком-бизнеса на территории ММДЦ Сенарии распределения прибылей между участниками проекта Рекомендации по использованию СИТИ-Телеком Стратегия «выхода»
15 Международная конференция «Операторы виртуальных сетей мобильной связи в России сентября 2006 г. Настоящее и будущее ИТ-аутсорсинга в России 18 марта 2010 г., Москва 15 Особенности национальных внедрений: Что компания Гарс Телеком вынесла из опыта предоставления аутсорсинга услуг связи Самый быстрый способ продать аутсорсинг – реализовать консалтинговый проект Все аутсорсинговые проекты реализуются по одному сценарию: 1.Аудит – или «скажите что у меня не так», составление альтернативного отчета о прибылях и убытках, контрактный аудит, ассесмент персонала, анализ цен и тарифов и т.п. 2. Консалтинговый проект – или «скажите что мне нужно делать, а дальше я сам» Цель проекта - оценка перспектив, коррекция стратегии, перечень мероприятий, бизнес план Если по итогам 2-х этапов у обеих сторон есть понимание масштабов задачи и целей которые нужно достичь, то… 3. Контракт на аутсорсинг
16 Международная конференция «Операторы виртуальных сетей мобильной связи в России сентября 2006 г. Настоящее и будущее ИТ-аутсорсинга в России 18 марта 2010 г., Москва 16 Особенности национальных внедрений: Сколько это стоит? Аутсорсинг показан компаниям с ИТ\телеком бюджетом $2-3М и более. Стоимость проекта зависит от: Объёма работ (определяется ТЗ) Количеством консультантов Квалификацией консультантов Сроками реализации работ Стоимость аудита и консалтинга – 2-3% годового бюджета на ИT\телеком. Минимальные на консультантов – $30000 Стоимость услуг аутсорсера – один из 3 сценариев: 1.Фиксированная ставка 2.% от бюджета 3.Премия за результат
17 Международная конференция «Операторы виртуальных сетей мобильной связи в России сентября 2006 г. Настоящее и будущее ИТ-аутсорсинга в России 18 марта 2010 г., Москва 17 Присоединяйтесь к нашему успеху! Евгений Пикерсгиль, Коммерческий директор Гарс Телеком | garstelecom.ru