XYIII век – истинное рождение понятия и теории цивилизации. Это понятие для просветителей означало:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.
Advertisements

Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.
Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.
Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории Урок обществознания, 11 класс Учитель истории и обществознания МОУ « Ленская средняя общеобразовательная.
Творческая работа учащихся по обществознанию (10 класс) по теме: Презентация Цивилизация и общество
Гимназия 44 им.Деева В.Н. Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории Урок обществознания 10 класс Фукалова Т. М., учитель высшей.
Формации и цивилизации Автор презентации учитель обществознания МОУ лицея 102 Тракторозаводского района г.Челябинска Носивец Н.Д.
Домашнее задание §13 читать, материал лекции учить.
Смысл и направленность общественного развития.. Существуют разные подходы к анализу мировой истории. Каждый из них даёт свою социальную картину мира.
Презентацию выполнили ученицы 10 класса « А » Овчарова Анна и Евдокимова Юлия.
Периодизация всемирной истории. Первобытная эпоха.
Историческое развитие человечества - поиски социальной макротеории 10 класс, профильный уровень.
Социальный прогресс 1.Понятие, закономерности и виды социального прогресса 2.Типологии обществ.
Выполнила: учитель истории МБОУ «СОШ 26 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Череповца Рудая И.Г.
Многовариантность общественного развития 1. Понятие и виды общественного развития Общественное изменение – переход общества и его подсистем из одного состояния.
Введение План: 1.Понятие история. Исторический факт, источник. 2.Подходы к изучению истории. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ читать с Начертить ленту времени, отметить.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.
История. Предмет истории. История. Предмет истории. Связь истории с другими гуманитарными науками. Связь истории с другими гуманитарными науками. Функции.
Котов Антон Сергеевич Кафедра истории и регионоведения.
Цивилизация?! Это совокупность материальных, духовных, культурных и нравственных средств которыми обладает данное общество в данный исторический промежуток.
Транксрипт:

XYIII век – истинное рождение понятия и теории цивилизации. Это понятие для просветителей означало:

Идея прогрес са Теория цивилиза ции

Цивилизация – это определенная ступень в развитии человечества варварствоцивилизация Накопление знаний; Технические усовершенствования; Повышение уровня жизни «Война всех против всех» (Т.Гоббс XYIIв.) Накопление знаний не обязательно ведет к улучшению общества; Наиболее гармоничное состояние человека – это «естественная», нециви- лизованная жизнь. (Ж.Ж.Руссо XYIII в.)

Главные базовые характеристики цивилизации: Государственность и система права; Города как административные, религиозные, культурные и торговые центры; Письменность, формирование науки; Ремесло, отделившееся от сельского хозяйства; Усложнение социальной структуры общества.

История представляет единый поток Народы сравнивались на основе их «цивилизованнос ти», своеобразие исследователей не интересовало. стадиа льная История состоит из целого ряда отдельных потоков Основной интерес вызывает не однотипность циклов развития, а своеобразие культур. локаль ная Цивилизация – это живой организм. (позитивисты) Англ. Философ Г.Спенсер XIX в.

Под влиянием позитивистов стали появляться новые теории локальных цивилизаций. Культурно-исторический тип – это сложная система, включающая все своеобразие общественной жизни Все культурно- исторические типы равноценны, поэтому любая цивилизация заслуживает право на существование, так как реализует неповторимую модель развития. Культурно-исторический тип – это сложная система, включающая все своеобразие общественной жизни Все культурно- исторические типы равноценны, поэтому любая цивилизация заслуживает право на существование, так как реализует неповторимую модель развития. Теория культурно- исторических типов. Н.Я.Данилевский Цивилизация – наиболее творческий этап развития культурно-исторического типа.

Немецкий философ О.Шпенглер ( ) Культуры не содействуют прогрессу человечества и не являются его ступенями; Отрицание возможности взаимовлияния и взаимодействия культур; Чтобы понять культуру надо изучать ее изнутри; Каждая великая культура создала свою « картину души». Сторонник многолинейного восприятия истории изложил свою концепцию в книге «Закат Европы»

А.Тойнби ( ) «Исследование истории» Цивилизации познаются только в сравнении; Признание циклической схемы развития цивилизации; Попытка доказать, что стадии развития (рождение, расцвет и упадок) цивилизации связаны с историческими закономерностями. Не общество или государство, а локальная цивилизация – основная единица исторического исследования.

Природно- климатическ ие условия Естественная среда Разливы рек вызов Строитель ство дамб ирригация Искусственна я среда Слишком сильный вызов – развитие культуры приостанавливается. Слишком слабый вызов – развитие приостанавливается. Последователями Тойнби были историки, объединив- шиеся вокруг журнала «Анналы» (Блок, Бродель)

XX век – появление новых стадиальных теорий. Первым доказал, что эпоха создания мировых религий «осевое время» играет важную роль в истории цивилизации; Это связано с появлением новой личности, новых представлений о мире. Одна из них принадлежит немецкому философу К.Ясперсу.

Американский историк О.Тоффлер Цивилизация «третьей волны»: ???????????????? Цивилизация «второй волны»: индустриальная Цивилизация «первой волны»: аграрная В мировой истории он выделил несколько периодов, взяв за критерий материальное производство. Три волны Тоффлера

Теория «стадий роста» У.Ростоу «традиционное Общество» «переходное общество» «Стадия сдвига» Индустриальное общество («стадия зрелости») Общество «высокого массового потребления»

Типология цивилизаций По Н.Я.ДанилевскомуПо А.ТойнбиПо О.Шпенглеру 1.«первичные» (в них нет ведущего начала, определяющего их смысл) – египетская, китайская, иранская; 2.«одноосновные» (имеют одно выраженное начало, от которого происходят все их особенности) – древнегреческая (культура), древнеримская (политика); 3.«двухосновные» – европейская (культура и политика); 4.«объединительная» – гармоничное соединение различных начал. 1.«первичные» – неразвитые, приспособленные к жизни в определенных географических условиях, легко возникающие и легко погибающие; 2.«вторичные» – возникающие в ответ на вызов; 3.«третичные» – возникают на основе единых религий и церквей из вторичных; ( к сер.XXв. не более 7-8) 1.Четкое разграничение понятий «цивилизация» и «культура»; 2.Цивилизация понималась как стадия упадка, окостенения, умирания культуры; 3.Говоря о культурах он выделял, подчеркивая их самостоятельность всего 8: Египетскую, вавилонскую, аробо- византийскую, греко-римскую, западную ит.д.

Наиболее общепринятой можно считать следующую периодизацию: Доиндустр иальная (аграрная, традиционн ая) IY-III тыс. до н.э. до промыш. переворота Индустриал ьная (машинная, техногенная ) конец XYIII – нач. XIX в. до последней трети XX в. Постинду стриальн ая (информа ционная); переход к ней совершае тся сейчас.

Параметры, отличающие индустриальную цивилизацию от аграрной Утрачивается зависимость от естественной среды; Наука тесно связана с производством; Городское население преобладает над сельским; Промышленное производство оттесняет на второй план сельское хозяйство; Демократизация политической системы; Утверждается система социальной защиты и граждан и защиты прав личности; Личность освобождается от связи со своей социальной средой; Идет процесс глобализации; Духовная жизнь характеризуется усилением рационализма.

Общественно-экономическая формация Способ производстванадстройка Производительные силы Производственные отношения люди Средст ва труда Предме ты труда Оруди я труда обмена распределения собственности политика идеология ценности

Формационный подход к изучению истории. достоинства (по мнению сторонников) Позволяет увидеть общее в историческом развитии разных народов; Представить историю как единый процесс; Установить законы исторического развития; Предложить периодизацию всемирной истории. Недостатки ( по мнению критиков) Многие народы не проходили в своем развитии через все формации; Большинство общественных процессов не могут быть объяснены без искажений с экономических позиций; Недостаточное внимание уделяется своеобразию отдельных обществ и народов.

Цивилизационный подход к изучению истории. достоинства Позволяет изучать историю во всем ее многообразии; Ориентирует на изучение тех сторон, которые обычно выпадают у сторонников формационного подхода(ценности, психология и т. д.); В центр исследования ставится человек и его деятельность. недостатки Становится невозможен взгляд на историю как на единый процесс развития человечества; Создает возможность полного отрицания единства истории; Сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития.

Источники: Боголюбов Л.Н., Обществознание 11 класс.- Москва: Просвещение, 2008 г.