Символизм «Старшие символисты»: Д. С. Мережковский З. Н. Гиппиус В. Я. Брюсов К. Бальмонт Ф. Сологуб
Серебряный век Литература рубежа веков и начала ХХ в. – отражение противоречий и поисков эпохи Литература рубежа веков и начала ХХ в. – отражение противоречий и поисков эпохи Активная литературная жизнь: книги и журналы, поэтические вечера и состязания, литературные салоны и кафе, обилие и разнообразие поэтических талантов Активная литературная жизнь: книги и журналы, поэтические вечера и состязания, литературные салоны и кафе, обилие и разнообразие поэтических талантов
Серебряный век Огромный интерес к поэзии – особенно к модернистским течениям: Огромный интерес к поэзии – особенно к модернистским течениям: символизм акмеизм футуризм модернизм
Символизм – литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы
Символ - То, что служит условным знаком какого-н. понятия, явления, идеи. Голубь – символ мира (из словаря С. И. Ожегова) То, что служит условным знаком какого-н. понятия, явления, идеи. Голубь – символ мира (из словаря С. И. Ожегова) В символизме: многозначное иносказание (в отличие от аллегории – однозначного иносказания): содержит в себе перспективу безграничного развёртывания смыслов В символизме: многозначное иносказание (в отличие от аллегории – однозначного иносказания): содержит в себе перспективу безграничного развёртывания смыслов «Символ – окно в бесконечность» «Символ – окно в бесконечность» (Ф. Сологуб) (Ф. Сологуб)
Истоки символизма: философия всеединства В.Соловьёва, его учение о Мировой Гармонии и Вечной Женственности; учение Платона
В.С.Соловьёв – выдающийся философ, поэт, переводчик. Предсказал многие художественные открытия и философские идеи ХХ века
Идея всеединства В. Соловьёва центральное место занимает абсолютная ценность Истины, Добра и Красоты, соответствующих трём Ипостасям Божественной Троицы. Весь мир как система обусловлен всеединством, то есть Богом. центральное место занимает абсолютная ценность Истины, Добра и Красоты, соответствующих трём Ипостасям Божественной Троицы. Весь мир как система обусловлен всеединством, то есть Богом. «Я называю истинным, или положительным, всеединством такое, в котором единое существует не на счёт всех или в ущерб им, а в пользу всех … истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь в них как полнота бытия» (В.С. Соловьёв "Оправдание Добра"). «Я называю истинным, или положительным, всеединством такое, в котором единое существует не на счёт всех или в ущерб им, а в пользу всех … истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь в них как полнота бытия» (В.С. Соловьёв "Оправдание Добра").
«Положительное всеединство» Истина Добро Добро Красота Красота
Красота «Красота спасёт мир» Ф. М. Достоевский Ф. М. Достоевский Вера В. Соловьёва Вера В. Соловьёва в спасительную миссию КРАСОТЫ
Облик «положительного всеединства» Воплощение вечно-женственного начала Воплощение вечно-женственного начала в мистических образах: в мистических образах: Душа Мира Премудрость Божия Премудрость Божия София София Искусство – посредник в достижении «всеединства»
Вечная Женственность
Вечная Женственность Объект платонического культа и созерцательного любования Объект платонического культа и созерцательного любования Действие, предполагающее ответное чувство Действие, предполагающее ответное чувство
Единственно верный путь поэзии – прозрение «миров иных» сквозь мнимую, иллюзорную действительность: Милый друг, иль ты не видишь, Что всё видимое нами – Только отблеск, только тени От незримого очами? Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий – Только отклик искажённый Торжествующих созвучий? Милый друг, иль ты не чуешь, Что одно на целом свете – Только то, что сердце к сердцу Говорит в немом привете? В. Соловьёв. 1892г. В. Соловьёв. 1892г.
Последователи В. Соловьёва – поэты-символисты Д. С. Мережковский Д. С. Мережковский З. Н. Гиппиус З. Н. Гиппиус
Последователи В. Соловьёва – поэты-символисты Ф. Сологуб Ф. Сологуб К. Бальмонт К. Бальмонт
Последователь В. Соловьёва – поэт-символист В. Я. Брюсов В. Я. Брюсов
Три сборника стихов «Русские символисты» (1894 г.) (Ведущим автором был В. Брюсов) Экзистенциальные темы: темы: ЖИЗНЬ гражданские, ЖИЗНЬ гражданские, СМЕРТЬ социальные темы СМЕРТЬ социальные темы БОГ БОГ
Справка Экзистенциализм (философия существования) - - мировоззрение, ставившее вопросы о том, как жить человеку перед лицом надвигающихся исторических катастроф. Человек несёт ответственность за всё совершенное им, а не оправдывает себя «обстоятельствами». Человек несёт ответственность за всё совершенное им, а не оправдывает себя «обстоятельствами».
Главный принцип эстетики «старших символистов» московского крыла - «искусство для искусства»: «Создания искусства – приотворённые двери в вечность» «Быть может, всё в жизни лишь средство для ярко-певучих стихов» В. Я. Брюсов В. Я. Брюсов Одно из знаковых стихотворений - «Творчество»
Особенности эстетики «старших символистов» петербургского крыла: Религиозно-философские поиски Религиозно-философские поиски В поэзии – мотивы одиночества, безысходности, роковой раздвоенности человека, бессилия личности, ухода от скуки повседневности в мир фантазий: В поэзии – мотивы одиночества, безысходности, роковой раздвоенности человека, бессилия личности, ухода от скуки повседневности в мир фантазий: Я – раб моих таинственных, Необычайных снов… Но для речей единственных Не знаю здешних слов… З. Гиппиус З. Гиппиус
«Младосимволисты» (1900-е годы) Андрей Белый (Борис Бугаев) Вячеслав Иванов Александр Блок
Андрей Белый
Вячеслав Иванов
Александр Блок
Особенности эстетики «младосимволистов» Творчество и жизнь поэта – элементы грандиозного художественного произведения, космического процесса Творчество и жизнь поэта – элементы грандиозного художественного произведения, космического процесса Значение имеет лишь то, что находится по ту сторону жизни, а реальный мир второстепенен, но несёт в себе отпечатки вечных идей, вечных сущностей. Значение имеет лишь то, что находится по ту сторону жизни, а реальный мир второстепенен, но несёт в себе отпечатки вечных идей, вечных сущностей.
Особенности эстетики «младосимволистов» Почувствовать эти вечные сущности способен лишь поэт-теург Почувствовать эти вечные сущности способен лишь поэт-теург Язык новой поэзии – язык символов: Язык новой поэзии – язык символов: «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своём значении. Он многолик, многомыслен и всегда тёмен в последней глубине» Вячеслав Иванов Вячеслав Иванов
Особенности эстетики «младосимволистов» «Взаимное соприкосновение искусства и религии», стремление «приблизиться к Мировой Душе» (А. Белый) «Взаимное соприкосновение искусства и религии», стремление «приблизиться к Мировой Душе» (А. Белый) Вера в обновление мира Вера в обновление мира Тема России – одна из главных в их творчестве Тема России – одна из главных в их творчестве Уход в мистику; наиболее яркий мистический образ – Вечная Женственность Уход в мистику; наиболее яркий мистический образ – Вечная Женственность
Значение символизма Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий Символисты придали слову невиданную ранее многозначность, открыли в нём множество дополнительных оттенков и смыслов Символисты придали слову невиданную ранее многозначность, открыли в нём множество дополнительных оттенков и смыслов Поэзия символизма очень музыкальна, богата аллитерациями и ассонансами Поэзия символизма очень музыкальна, богата аллитерациями и ассонансами
Значение символизма Символизм попытался создать новую философию культуры, новое мировоззрение, сделать искусство более личностным, наполнить его новым содержанием - сделать искусство объединяющим людей началом Символизм попытался создать новую философию культуры, новое мировоззрение, сделать искусство более личностным, наполнить его новым содержанием - сделать искусство объединяющим людей началом
Что такое символ? Что такое символ? Что, по мнению поэтов- символистов, является целью искусства? Что, по мнению поэтов- символистов, является целью искусства? В чём отличие творческих принципов младосимволистов от эстетики старших символистов? В чём отличие творческих принципов младосимволистов от эстетики старших символистов?