Пышкина А.Б. Директор Дивизиона «Центральный» Факторинг: обретая новые формы
Суть факторинга Факторинг – это комплекс услуг, в ядре которого находится не финансирование, а профессиональная система риск- менеджмента и управление дебиторской задолженностью В свое время высокая доходность факторинговых операций породила довольно широкое предложение – нередко Факторы предлагают под упаковкой факторинга совершенно иной продукт, имеющий малое отношение к настоящему коммерческому факторингу
Суть факторинга Международная классификация факторинговых услуг выделяет четыре основных направления: факторинг без регресса факторинг с регрессом инвойс-дискаунтинг в качестве финансирования под уступку дебиторской задолженности без уведомления покупателей; финансирование под уступку активов, предполагающее уступку не только дебиторской задолженности, но и прав на другие виды активов в качестве обеспечения. Каждое направление комплементарно, и может принимать те или иные формы в зависимости от потребностей Клиента
Факторинг – это долгосрочное сотрудничество, а не единовременная сделка Выбирая партнера, обратите внимание на его репутацию, мнение компаний, имеющих опыт работы с данным Фактором, которое может стать ценным источником информации IT-обеспечение факторинговой компании: возможность вести работу с использованием технологий электронного документооборота значительно повышает скорость и удобство взаимодействия
Факторинг – это долгосрочное сотрудничество, а не единовременная сделка человеческие ресурсы компании - сравните количество Клиентов, обслуживаемых Фактором, с числом его сотрудников; соотнесите количество продавцов в компании с общим числом работающих там людей (если сейлзов много, кто занимается факторинговыми операциями?) членство компании в специализированных ассоциациях и другие статусные отличия (кредитные рейтинги, партнерство с иностранными компаниями)
Управление рисками Дебиторов – Вашими рисками На этапе заключения договора факторинга обговаривайте с провайдером услуг следующие моменты – осуществляется ли проверка дебиторов, выезды к дебиторам, мониторинг информации по дебиторам постоянная верификация, напоминание и взыскание задолженности по дебиторам в Ваших интересах в случае возникновения, работа и сопровождение потенциальной проблемной задолженности дебиторов Для получения качественных услуг по факторингу Ваш провайдер должен выполнять как минимум перечисленные работы
«Фокусы» ценообразования показана низкая стоимость факторингового финансирования, которая покажется на первый взгляд крайне привлекательной. Однако, такая схема образования тарифов зачастую предполагает существенное увеличение реальной стоимости за счет скрытых комиссий (например, штрафы за просрочки оплаты поставок дебитором) многофакторные модели таблиц в тарифах, такие, что сложно разобраться в зависимости одного параметра от другого различные проценты финансирования по разным дебиторам. Например, в зависимости от истории платежей дебитора – чем менее дисциплинированный он, тем выше ставка по нему
Факторинг: привычное «старое»
Коммерческий факторинг Это не только финансирование. Это комплекс услуг, состоящий из управления дебиторской задолженностью поручительство за дебиторов по поставкам с отсрочкой платежа финансирование под уступку денежных требований Факторинг подразумевает индивидуальную оценку кредитных рисков по каждому покупателю Клиента и последующее управление этими рисками
Коммерческий факторинг Все продукты факторинга должны включать в себя расчет суммы безопасного коммерческого кредита и профилактику возникновения проблемной задолженности – Фактор должен не просто декларировать управление дебиторской задолженностью, а действительно выполнять процедуры[1], а именно:[1] проверять Дебиторов, выезжать к Дебиторам, «мониторить» информацию по Дебиторам постоянно проводить верификацию, напоминанать и взыскивать задолженность по Дебиторам в интересах Клиента [1][1] Существенная доля безрегрессного факторинга в портфеле Фактора подтверждает этот тезис, поскольку факторинг без регресса предполагает принятие на себя факторинговой компанией рисков неплатежа Дебиторов
Новые формы факторинга: объективная реальность
Предпоставочный факторинг Если Клиенту необходимы денежные средства на этапе закупки или производства продукции для последующей продажи, фактор готов профинансировать заказы покупателей Клиента на период срока исполнения заказа (закупка сырья, производство и доставка товара покупателю) в рамках продукта «Предпоставочный Факторинг»
Предпоставочный факторинг
«Предпоставочный Факторинг» - это возможность: получить больше денег, чем объем текущей дебиторской задолженности, существующей в компании на данный момент, поскольку финансирование ограничено не сегодняшними продажами, а планами продаж в будущем; свести к минимуму использование собственных средств на формирование запасов и оплату расходов на логистику; располагать ресурсами, необходимыми для подготовки к сезонному всплеску или бурному росту; получить от своих поставщиков скидки или бонусы за счет закупки сырья или товаров по предоплате; Кроме того, «Предпоставочный Факторинг» позволяет повысить конкурентоспособность путем отказа от предоплаты и перехода на отсрочку платежа при расчетах со своими покупателями
Совместные проекты с банками «Синдицированный факторинг» - новое понятие в российском рынке факторинговых услуг. Проект представляет собой один из возможных вариантов партнерства финансовых институтов факторинговой компании коммерческого банка с целью совместного освоения рынка факторинга. «Синдицированный факторинг» - готовое решение по предоставлению качественных факторинговых услуг клиентам банка.
Возможный вариант синдицированного факторинга
Роль Банка: организация первичных продажи совместных продуктов клиентам банка целевое кредитование для предоставления факторингового финансирования клиентам бака Роль НФК: поддержка продаж и обеспечение всей необходимой инфраструктуры для ведения бизнеса: операционный бэк- офис, система риск-менеджмента, управление дебиторской задолженностью и ее сбор (инкассирование) Синдицированный факторинг (возможный вариант)
Выгоды использования Синдицированного факторинга для клиента-банка дополнительный источник дохода (процентный + комиссионный) новый модный продукт - локомотив привлечения корпоративных клиентов значительное увеличение оборота по счетам клиентов удержание корпоративных клиентов дополнительным продуктом расширение продуктовой линейки без масштабных инвестиций в развитие улучшение финансового состояния и кредитоспособности собственных клиентов «общая упаковка» факторинга с НФК замещение кредитного риска корпоративного клиента банковским расширение возможностей для кредитования клиента при превышении лимита на него и наличии прочих внутренних ограничений, а также при ограничении по Н6