Иконописная техника
Труд иконописца на Руси всегда считался делом божественным.
«Икона – это символ Царства Христова, его явление преображенной и прославленной твари. Икона рождается из живого опыта Неба, из Литургии. Поэтому иконописание – процесс литургический, а иконописец – служитель». Архимандрит Зинон
«Икона – вовсе не способ самовыражения, не копирование и не подражание, а молитва иконописца». Игорь Кислицын
Святой образ может быть выложен на стене храма в технике мозаики.
Чаще стены храма украшали живописными образами, исполненными в технике фрески.
Но особой любовью на Руси пользовались иконы – живописные образы, выполненные на досках темперными красками.
Сначала иконописец тщательно подготавливал доску, соединяя несколько брусков шпонкой. Поле Лузга Ковчег Врезная шпонка Бруски
Хорошая икона состоит из нескольких слоев. Паволока Проклейка Доска Красочный слой Левкас Защитный слой Паволокой называют ткань, которой оклеивают доску, предохраняя образ от растрескивания. Левкас (белый) – это мел, перемешанный с животным клеем, которым выравнивают поверхность. В качестве защитного слоя чаще всего использовали олифу.
Построение самого образа начиналось с прорисовки – перенесения контуров на основу. Часто использовали готовые образцы.
Наиболее подготовленные иконописцы сами создавали силуэты по древним канонам.
Для нанесения красочного слоя в иконописи издавна применяли темперу – краску, связующим веществом которой был клейкий яичный желток. Будучи прозрачной, темперная краска позволяет получить тона необычайной яркости, которые «не стареют».
Со временем у иконописцев появился свой особый словарь, отражающий основные этапы работы над образом. Роскрышь – нанесение основного слоя краски. Пробеливание – высветление выпуклых частей изображения. Приплески (затинки) – затемнение углубленных деталей.
Роскрышь с золочением Пробелы Приплески
Особенно тщательно работали над ликами. В больших артелях мастера, работавшие над ликами назывались «личниками». У этих мастеров сложился особый словарь. Санкирь – основной цвет головы, который прокладывается во время роскрыши. Плавь – высветления на ликах, которая выполнялась в несколько приемов. Вохрение – первая плавь с помощью охры. Румяны – плавь киноварью (яркой красной краской). Оживки (движки) – белые линии поверх слоя охры.
Красочный слой защищали олифой – густым растительным маслом, которая от времени темнела. Сегодня освобождение иконы из под слоя олифы – Чуть ли не основная забота реставраторов.
Для большей сохранности, икону часто прятали в оклад, оставляя свободными лишь лики и руки.