Ее размеры приблизительно 15 на 29 футов (1 фут-30 см.). Фреска была написана толстым слоем яичной темперы на сухой штукатурке. «Тайная вечеря» фреска, выполненная на стене трапезной монастыря Санта- Мария делла Грацие в Милане. Еще в эпоху самого Леонардо она считалась его самой лучшей и знаменитой работой. Фреска была создана между 1495 и 1497 годами.
«Тайная вечеря» самое зрелое и законченное произведение Леонардо. В центре он помещает фигуру Христа, выделяя ее просветом двери. Апостолов он сознательно отодвигает от Христа, чтобы ещё более акцентировать его место в композиции. Наконец, в этих же целях он заставляет сходиться все перспективные линии в точке, непосредственно расположенной над головой Христа. Учеников Леонардо разбивает на четыре симметрические группы, полные жизни и движения. Стол он делает небольшим, а трапезную строгой и простой.
Господствующие цветовая гамма– сочетание синего и красного. В своём наиболее интенсивном звучании оно дано в синем плаще и красном хитоне Христа, в ослабленном виде – варьируется в разных оттенках в одеждах апостолов.
момент, когда Иисус Христос объявляет своим ученикам, что один из них предаст его. Личности апостолов неоднократно были предметом споров, однако, судя по надписям на копии картины, хранящейся в Лугано, это (слева направо): Варфоломей, Яков-младший, Андрей, Иуда, Петр, Иоанн, Фома, Яков- старший, Филипп, Матфей, Фаддей и Симон Зелот.
Сообщив полную меру выразительности каждому из действующих лиц, Леонардо сохранил в своей огромной многофигурной фреске ощущение поразительной целостности и единства. Особая глубина, эмоциональная многозначность содержания фрески связаны с внутренней динамикой её драматического построения.
Оно стало портиться ещё при жизни мастера; В XVII в стене трапезной пробили дверь, уничтожив часть композиции; В XVIII помещение превратили в склад сена; В 1908 г. – проводились работы по расчистке и укреплению росписи; Во время Второй мировой войны потолок и южную стену трапезной разрушила бомба; Реставрация в 1945 г. Спасла остатки росписи от дальнейшего разрушения.
фигура по правую руку от Иисуса (для зрителя она находится слева) не Иоанн, а Мария Магдалина.
рядом с Петром видна некая рука, сжимающая нож.
сидящий непосредственно слева от Иисуса (справа для зрителей) Фома, обращаясь к Христу, поднял палец, что является типичным жестом Иоанна Крестителя.
сидящий к Христу спиной апостол Фаддей на самом деле автопортрет самого Леонардо.