Тема: «Глаголы – исключения» (использование технологии уровневой дифференциации) Выполнила: учитель начальных классов Сливка Ирина Александровна. МОУ Речниковская СОШ Коченёвского района Новосибирской области
Кто много видит и слышит, тот много знает. Кто много видит и слышит, тот много знает.
отт. чить – точит отб. жать – бег отн. сти – нёс Если буква гласная Вызвала сомнение, Ты её немедленно Поставь под ударение.
пить (II спр.), ходить (II спр.), пить (II спр.), ходить (II спр.), слетать (I спр.), выучить (II спр.), смеяться (I спр.), брать (I спр.). слетать (I спр.), выучить (II спр.), смеяться (I спр.), брать (I спр.). Ходить (II спр.), бегать (I спр.); Ходить (II спр.), бегать (I спр.); Ползать (I спр.), порхать (I спр.), плавать (I спр.); Ползать (I спр.), порхать (I спр.), плавать (I спр.); Учить (II спр.), считать (I спр.), писать (I спр.), читать (I спр.) Учить (II спр.), считать (I спр.), писать (I спр.), читать (I спр.) Ласкать (I спр.) Ласкать (I спр.) Грустить (II спр.) Грустить (II спр.) Запомнить (II спр.) Запомнить (II спр.) Бездельничать (I спр.) Бездельничать (I спр.) Голодать (I спр.) Голодать (I спр.)
Исключения из II спряжения Чтобы курицу соседки Чисто наголо побрить, Надо бы на табуретке Две салфетки постелить. Чтобы курицу соседки Чисто наголо побрить, Надо бы на табуретке Две салфетки постелить.
Алгоритм определения безударного окончания глагола. 1. Поставь глагол в неопределённую форму. 2. Определи его спряжение по гласной букве перед –ть. 3. Определи гласную в окончании глагола этого спряжения.
Глаголы в неопределенной форме на - ить Ко второму спряжению нужно, друзья, относить. Не забудьте в это спряженье Включить исключения: Гнать, держать, Смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть, И зависеть, и вертеть, И обидеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, Их на е спрягать нельзя. Глаголы в неопределенной форме на - ить Ко второму спряжению нужно, друзья, относить. Не забудьте в это спряженье Включить исключения: Гнать, держать, Смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть, И зависеть, и вертеть, И обидеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, Их на е спрягать нельзя.
Глаголы-исключения из I спряжения - еть - еть Смотреть Смотреть Видеть Видеть Ненавидеть Ненавидеть Зависеть Зависеть Вертеть Вертеть Обидеть Обидеть Терпеть Терпеть - ать - ать Гнать Гнать Держать Держать Дышать Дышать Слышать Слышать
Рассуждение по алгоритму: Ставим ударение: окончание ударное или нет? Является ли глаголом- исключением? Определяем спряжение.
1. Найдите в отрывке 1. Найдите в отрывке глагол- исключение и запишите его. глагол- исключение и запишите его. 2. Найдите в отрывке глагол- исключение и определите его спряжение. 2. Найдите в отрывке глагол- исключение и определите его спряжение. 3. Найдите в отрывке глагол- исключение и запишите его в форме 2-го лица единственного числа 3. Найдите в отрывке глагол- исключение и запишите его в форме 2-го лица единственного числа
Сказки А.С. Пушкина Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Сказка о мёртвой царевне. Сказка о мёртвой царевне.
Литература: –Т. Г. Рамзаева. Русский язык. 4 класс («Школа России) –А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» –А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» –В. Воскобойников «Я учу глаголы» –Т. Рик «Здравствуй, дядюшка Глагол!» – – – –