Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества человека в страшном мире ночей. Учитель литературы Алиева Светлана Викторовна, ГОУ СОШ « Школа здоровья.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема урока: Ф. М. Достоевский «Белые ночи». Сентиментальный роман. (Из воспоминаний мечтателя) Цели урока: выяснить позицию автора по отношению к типу.
Advertisements

Ф.М.Достоевский,,Белые ночи Сентиментальный роман. Из воспоминаний мечтателя.
Ф.М.Достоевский «БЕЛЫЕ НОЧИ» Сентиментальный роман.
Презентация На тему «Белые ночи в иллюстрации русских художников» Выполнил Ученик 9 «Г» класса Сыров Александр.
Ф.М.Достоевский. Основные этапы жизни и творчества. Повесть «Белые ночи». Её место в творчестве. МБОУ Чухломская СОШ Учитель: Криночкина Е.Н.
Достоевский дает мне больше, чем любой мыслитель. Альберт Энштейн Человек есть тайна. Ее нужно разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не.
Федор Михайлович Достоевский 30 октября (11 ноября) января (9 февраля) 1881 Федор Михайлович Достоевский 30 октября (11 ноября) января.
«Опыт о человеке» в художественном мире Ф. М. Достоевского Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то.
Эпическое произведение, его особенности (Русская словесность. 6 класс) Презентацию подготовила Халяпина Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы.
ТИП «ПЕТЕРБУРГСКОГО МЕЧТАТЕЛЯ» В ПОВЕСТИ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «БЕЛЫЕ НОЧИ» Автор: учитель русского языка и литературы МАОУ лицея 17 г. Калининграда Волкова.
Библиотека гимназии Выполнила: Глухих Т.Г.. Сегодня мы с вами поговорим о том, как и для чего нужно вести дневник чтения. Для этого обратим внимание на.
Пейзажные зарисовки Сочинение-описание пейзажа в художественном стиле.
А. С. Пушкин Повесть «Дубровский». Обобщение по повести «Дубровский». Прочитайте описание псарни Троекурова. Обратите внимание на эпитеты, которыми автор.
Тема грозы в произведениях Л.Н.Толстого («Отрочество» глава «Гроза»), В.В. Набокова («Гроза»), А.С. Пушкина («Туча»), Ф.И. Тютчева («Весенняя гроза»)
Сочинение по художественному тексту в формате ЕГЭ (на примере текста А.П. Владимирова «Косуля»)
Автор Фаттахова Л.М., МБОУ «Каракашлинская основная общеобразовательная школа» Ютазинского муниципального района Республики Татарстан.
( Сентиментальный роман из воспоминаний мечтателя )
Матричная схема на уроке литературы. Задачи уроков литературы Формировать представление о художественной литературе как об искусстве слова. Формировать.
Тема: «Чтобы слышать боль каждого» (по произведениям В. Астафьева)
А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье «Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье».
Транксрипт:

Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества человека в страшном мире ночей. Учитель литературы Алиева Светлана Викторовна, ГОУ СОШ « Школа здоровья » 883 г. Москвы

ЦЕЛЬ : выяснить нравственно - философскую проблематику повести и её связь с сегодняшним днём через особенности изображения образа мечтателя

Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. Ф.М. Достоевский

Блиц - опрос Назовите фамилию автора, строки которого были использованы Достоевским в качестве эпиграфа ? Тургенев Сколько слов содержит полное название данного произведения ? семь Как звали главную героиню повести Белые ночи ? Настенька Сколько ночей было в произведении Белые ночи ? четыре Как называется город, в котором происходят описанные героем события ? Петербург

Впервые опубликовано в журнале " Отечественные записки " (1848. N 12) с подписью : Ф. Достоевский и с посвящением другу молодости Достоевского поэту А. Н. Плещееву. «БЕЛЫЕ НОЧИ»

В какой обстановке разворачивается сюжет произведения ? Какие события изображены на страницах повести ? Как чувствует себя герой в Петербурге ? Какая обстановка его окружала ? При каких обстоятельствах произошла встреча его с Настенькой ? Как повел себя герой и почему ?

Роман 1 – повествовательное произведение со сложным сюжетом и многими героями, большая форма эпической прозы. Роман 2 – любовные отношения между мужчиной и женщиной. По словарю Ожегова С. И. В каком значении употреблено в этом подзаголовке слово роман ?

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ : 1) Литературное направление ( в России в конце 18 и начале 19 вв.), отличавшееся излишней чувствительностью и идеализированным изображением людей, их переживаний, жизненной обстановки и природы ; 2) Сентиментальное ( во втором значении ) отношение к чему - нибудь ( книжн.) Что означает прибавка сентиментальный ?

Как характеризует героя его диалог с Настенькой ?

Ночь вторая Кто такой, в представлении главного героя, мечтатель ?

Мечта – мечтательность – мечтатель Мечтать что, или о чем, играть воображением, предаваться игре мыслей, воображать, думать, представлять себе то, чего нет в настоящем ; задумываться приятно, думать о несбыточном. Мечта вообще всякая картина воображения и игра мысли ; пустая, несбыточная выдумка ; призрак, видение, мара. Мечтатель - охотник мечтать, задумываться или играть воображением ; кто сам о себе высокого мнения. Толковый словарь В. Даля

Надо ли человеку иметь мечту ? Нужно ли человеку мечтать ? Быть мечтателем это хорошо ? Какие человеческие качества утверждаются в повести Ф. М. Достоевского Белые ночи как прекрасные и святые ?

Как герой объясняет, почему он не занимается делами ? Как он оценивает такую жизнь ?

Есть такая гармонии в жизни мечтателя ? В чем кроется причина дисгармонии ? Оцените богатство речи героя. Как этот монолог его характеризует ?

Почему герой так легко увлекся Настенькой ? Легко ли понять, что думает автор по поводу переживаний своего героя ?

Ночь четвертая Почему герой решает связать свою судьбу с Настенькой ?

Почему время ( как элемент хронотопа, его категория ) указано Достоевским точно ? В чём смысл этого ? ( Мечтатель говорит, что он даже справляет годовщину своих особенных воспоминаний ) Обратим внимание на особенности композиции романа : всё действие романа происходит ночью. В нём нет даже привычного деления на главы, есть ночи : Ночь первая, Ночь вторая … Всего четыре ночи. Как вы думаете, с чем это связано ? ( Потому что каждая ночь – это событие, связанное с нею. Возникает контраст дня и ночи. Ночь лучше дня.) Пока не наступила развязка, в романе разлито какое - то всевластие ночи. С образом ночи связан более или менее устойчивый круг значений. Ночь – пора мечтаний, сокровенной жизни духа, подъёма чувств. Ночь – поэзия. А день – проза. А тут ведь ещё не просто ночи, а белые. О чём говорит нам этот эпитет ? ( В нём есть прежде всего колорит места, то есть характерная примета северной столицы. С другой стороны, в таких ночах есть что - то ненастоящее, фантастическое. Мечтатель говорит : Вчера было наше третье свидание, наша третья белая ночь Чем были для него эти ночи ? Свидание – любовь – белая ночь )

Как герой воспринимает разрыв своих отношений с Настенькой ? Почему ? Счастлив или несчастлив герой ? У истории любви Мечтателя к Настеньке печальный конец. Однако само произведение завершается на иной ноте. Прочитайте текст со слов : Но чтобы я помнил обиду мою, Настенька ! и до конца. Какой мотив начинает отчётливо звучать в этих строках ? Утро

Найдите слова и словосочетания, характеризующие душевное состояние героя. Проанализируйте построение предложений. Чего добивается таким образом автор ? Какие детали помогают понять жизнь города ? Докажите, что Достоевский противопоставляет жизнь природы жизни города. Какой основной контраст петербургской жизни изображён в повести ? Почему бесконечно одинок герой повести ?

Какие человеческие качества утверждаются в повести Ф. М. Достоевского Белые ночи как прекрасные и святые ?

Мини - сочинение. Чем интересна повесть « Белые ночи » вам, современным школьникам ? Прочитав повесть Ф. М. Достоевского « Белые ночи », о чем бы ты хотел рассказать своим одноклассникам ?

Петербург Достоевского « Белые ночи » Мечтатель Петербург Ф. М. Достоевский « Белые ночи » На мосту Утро Словари %BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8 C%20%D0%94%D0%B0%D0%BB%D1%8F/%D0%9C%D0%95%D0%A7%D0%A2%D0%90%D0%A2%D0%AC / %BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8 C%20%D0%94%D0%B0%D0%BB%D1%8F/%D0%9C%D0%95%D0%A7%D0%A2%D0%90%D0%A2%D0%AC / Методические пособия и разработки Урок литературы по теме " Образ мечтателя в повести Ф. М. Достоевского " Белые ночи » » И. В. Золотарева, О. Б. Беломестных « Поурочные разработки по литературе 9 класс » - Москва : ВАКО,2011 Н. В. Беляева, О. А. Ерёмина. « Уроки литературы в 9 классе »- Москва : Просвещение, 2011