Курс истории России XX вв. как система учебных задач Морозов Александр Юрьевич, канд. ист. наук, учитель высшей категории
Учебная задача - задача, решение которой позволяет проанализировать господствующую тенденцию развития в течение определенного периода, нацеливает на понимание сущности явления.
Исходное противоречие -противопоставление явлений, которое нуждается в объяснении; -зримо и понятно учащимся.
Трехуровневая система Общая задача к курсу в целом Задачи к главам Задачи к параграфам
1-й уровень Почему XX век стал веком России? Происходили события, приковывающие внимание всего мира. Масштабное и многозначное влияние России на ход мировой истории Исходное противоречие
2-й уровень (отдельные периоды истории) Почему рухнула Российская империя? Почему большевики смогли взять и удержать власть? Почему созданное большевиками государство – СССР – из бедного и отсталого стало могущественной державой? Почему это государство погибло?
Итоговое повторение Дискуссии в устной форме Письменное эссе
3-й уровень (учебные задачи к отдельным урокам) Вводно-мотивационная часть (5 – 7 мин) Определение темы Выделение исходного противоречия Формулирование учебной задачи Определение ее места в системе учебных задач
Учебная деятельность учащихся (15 – 20 мин.) Самостоятельный поэтапный поиск учащимися ответа на поставленную учебную задачу с опорой на учебник, или другой источник информации.
Контроль и коррекция полученного результата (10 – 15 мин.)
Русско-японская война вводно-мотивационная часть (ИП) Надежда на победу военный потенциал России и Японии Планы военного командования России Европа давно не проигрывала «азиатам» Заинтересованность промышленных кругов Поражение в войне Первая русская революция Русские не выиграли ни одного сражения
Учебная задача (УЗ) Почему Россия потерпела поражение в войне с Японией?
Учебная деятельность (ОУД) Совместная работа Заполнение таблицы «Причины, ход и результаты русско- японской войны Работа по группам Оборона Порт-Артура Сражения с японцами на суше Сражения 2-й Тихоокеанской эскадры События в тылу
Контроль и коррекция знаний. Решение учебной задачи (ОР) Россия Недооценка противника (внезапность действий) Недостроенность Транссиба Грубые ошибки в военном планировании Отношение к войне и армии российского общества Бездарность командного состава Япония Хорошая подготовленность (техническая к войне) Талантливое военное руководство Единство армии и народа
Домашнее задание (творческий, индивидуализированный характер) Сравнить японское и российское вооружение Герои войны Сохранившиеся памятники войны Выступления по пересекающимся темам («Национальный вопрос в Российской империи»; «Противоречия в обществе в начале XX века
Россия в xx – в начале xxi вв. ИП 1 –й уровень В XX веке в России произошло множество событий, оказавших колоссальное воздействие на мировую историю Раньше влияние России на мировую историю не носило столь масштабного характера
Россия в начале XX в. ИП – 2-й уровень Более 300 лет в России правила династия Романовых (в 1913 г. При большом энтузиазме населения был торжественно отпразднован юбилей) Меньше чем через 4 года монархия в России пала, и восторгов по этому поводу было ничуть не меньше.
Российское государство и общество в начале XX в. ИП – 3-й уровень Революции являются результатом обострения общественных противоречий До начала XX века Россия счастливо избегала революционных потрясений
Экономика России начала XX века ИП – 3-й уровень В Западной Европе противоречия обычно последовательно разрешались в результате революций или реформ В России они накапливались, что и привело к взрыву необыкновенной силы
Первая русская революция ИП – 3 –й уровень Масштабы революционных потрясений в 1905 г. были огромны Тем не менее существующий порядок в основном уцелел
Политические партии в России ИП – 3-й уровень Различные политические силы имеют общего противника В борьбе с противником они не едины.
Самодержавие и Государственная Дума ИП – 3-й уровень Одна из причин революции – отсутствие представительного органа власти в системе органов госуправления В ходе революции такой орган появился
Столыпинская аграрная реформа ИП – 3-й уровень Важнейшей причиной революции были противоречия между помещиками и крестьянами В ходе революции власть начала проводить аграрную реформу, призванную покончить с аграрным вопросом в России
Россия в Первой мировой войне ИП – 3-й уровень Итог Первой мировой войны – гибель четырех империй – Российской, Австро- Венгерской, Османской, Германской Только Российская империя пала в ходе войны, три другие – после ее окончания. В результате поражения на фронтах.
Культура России начала XX века До начала XX века культура России не вызывала в мире особого интереса В начале столетия отмечается колоссальный всплеск интереса к русской культуре
Заключительное занятие Свободная дискуссия по вопросу о причинах крушения Российской империи Тестовые задания Написание эссе