Презентация к занятию по философской лирике Ф.И.Тютчева
«Сны», 1830 Как океан объемлет шар земной, Земная жизнь кругом объята снами… Настанет ночь – и звучными волнами Стихия бьет о берег свой. 1. Соотношение сонорных в первых трех и последней строке строфы. 2. Соотношение количества стоп в первых трех и последней строке строфы. 3. Соотношение оппозиций «земля – океан» и «дневное сознание – сны».
«Сны», 1830 То глас ее: он нудит нас и просит… Уж в пристани волшебный ожил челн; Прилив растет и быстро нас уносит В неизмеримость темных волн. 1.Законы физики и законы художественного текста. 2.Значение образа «волшебного челна».
«Сны», 1830 Небесный свод, горящий славой звездной, Таинственно глядит из глубины, - И мы плывем, пылающею бездной Со всех сторон окружены. 1.Что в стихотворении стоит за образом «пылающей бездны»? 2. Законы физиологии и законы художественного текста.
«О чем ты воешь, ветр ночной?», начало 30-х гг. О чем ты воешь, ветр ночной? О чем так сетуешь безумно?.. Что значит странный голос твой, То глухо-жалобный, то шумно? Понятным сердцу языком Твердишь о непонятной муке – И роешь, и взрываешь в нем Порой неистовые звуки!.. 1.Диалог с одушевленной и осмысленной стихией. 2.Нарастание грамматического хаоса.
«О чем ты воешь, ветр ночной?», начало 30-х гг. О! страшных песен сих не пой Про древний хаос, про родимый! Как жадно мир души ночной Внимает повести любимой! Из смертной рвется он груди, Он с беспредельным жаждет слиться!.. О! бурь заснувших не буди – Под ними хаос шевелится!.. 1.Грамматический хаос в художественном космосе Тютчева. 2. Что может стать результатом диалога человека со стихией?
«День и ночь», 1839 На мир таинственный духов, Над этой бездной безымянной, Покров наброшен златотканый Высокой волею богов. День – сей блистательный покров – День, земнородных оживленье, Души болящей исцеленье, Друг человеков и богов! 1.Образы дня и ночи в стихотворении. 2.Соотношение дневных и ночных образов: картина мира по Тютчеву.
«День и ночь», 1839 Но меркнет день – настала ночь; Пришла – и, с мира рокового Ткань благодатную покрова Сорвав, отбрасывает прочь… И бездна нам обнажена С своими страхами и мглами, И нет преград меж ей и нами – Вот отчего нам ночь страшна! 1.Анжамбман у Тютчева: смысл приема. 2.Чем страшна ночь для тютчевского человека?
Святая ночь на небосклон взошла, И день отрадный, день любезный, Как золотой покров, она свила, Покров, накинутый над бездной. И, как виденье, внешний мир ушел… И человек, как сирота бездомный, Стоит теперь и немощен и гол, Лицом к лицу пред пропастию темной. На самого себя покинут он – Упразднен ум, и мысль осиротела – В душе своей, как в бездне, погружен, И нет извне опоры, ни предела… И чудится давно минувшим сном Ему теперь все светлое, живое… И в чуждом, неразгаданном ночном Он узнает наследье родовое. Проследите соотношение дня и ночи в стихотворении. Попробуйте определить, почему четырехстопных строк в стихотворении всего две. Объясните значение слова «виденье» в контексте стихотворения. Попробуйте объяснить значение многоточий в стихотворении. Объясните значение слова «бездна» и степень важности его для автора.