Имманетный анализ текста как элемент подготовки к ЕГЭ по литературе Разработка Денисовой Натальи Георгиевны, учителя русского языка и литературы МОУ «СШ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Художественный анализ текста как элемент подготовки к ЕГЭ по литературе.
Advertisements

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.
Типичные вопросы по лирическим произведениям. Как называется разновидность лирики, к которой принадлежит данное стихотворение?// К какой жанрово-тематической.
Анализ лирического стихотворения Восприятие. Истолкование. Оценка.
Кокунина Елена Владимировна, к.ф.н., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 37 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Выборга Имманентный.
Теория литературы. Лирические произведения. Подготовка к ЕГЭ по литературе.
Презентация к уроку литературы в 9 классе). Автор и читатель.
« Здесь духа мощного господство …» Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета.
Руководитель: Учитель высшей категории Лынник А. Е.
Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь И опрометчиво-безумно Вдруг на дубраву набежит,
Обучение созданию рецензии на поэтический текст (презентация к уроку литературы в 9 классе)
Анализ лирического произведения Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 2г. Нариманов», Астраханская область.
Петрова Елена Юрьевна, учитель МБОУ «Острожская СОШ» Оханского района Пермского края.
Сочинение по художественному тексту в формате ЕГЭ (на примере текста А.П. Владимирова «Косуля») Учитель МОУ «Лицей « 21» Елагина Н.И.
Как рождается рождается художественный художественный образ образ.
Анализ стихотворения. ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 1. Тема.Тема 2. Идея (основная мысль). 3. Каков основной мотив стихотворения (основное.
В. Шаламов «Водопад» Урок литературы в 11 классе. Обучение композиционному анализу поэтического текста.
Сочинение по художественному тексту в формате ЕГЭ (на примере текста А.П. Владимирова «Косуля»)
Урок литературы Анализ поэтического текста Вступление Лучшее, чем обладает каждая нация, это ее язык. Лучшее в каждом языке - это созданная на нем литература.
Презентация к мастер - классу «Выразительные средства языка» урок литературы в 11 классе Урок подготовила и провела учитель русского языка и литературы.
Транксрипт:

Имманетный анализ текста как элемент подготовки к ЕГЭ по литературе Разработка Денисовой Натальи Георгиевны, учителя русского языка и литературы МОУ «СШ 30»

Само понятие имманентного анализа противоречиво, поскольку анализ предполагает рассмотрение текста в его частях, а имманентность осознается как некая целостность. В Словаре иностранных слов имманентный - "внутренне присущий какому-либо предмету, явлению, проистекающий из его природы"/6, 188/. Для авторов Толкового словаря русского языка под ред. Д.Н.Ушакова имманентный - "присущий природе самого предмета, обусловленный ею независимо от внешних воздействий" /7, Т.1, 1194/. В литературоведении всегда подчеркивалось, что имманентность определяется независимостью прежде всего от социальной действительности, от закономерностей общественно-исторического движения.

Имманентный анализ противопоставляется, как правило, контекстуальному: имманентный направлен на сам текст, контекстуальный - на обнаружение внешних контекстов. М.Л.Гаспаров считает, что имманентный анализ противопоставляется интертекстуальному: имманентный анализ - не выходящий за пределы материала данного стихотворения. Анализ интертекстуальный - учитывающий сторонний материал: подтекстовые отсылки к другим стихам, черновые варианты, оригиналы для переводов и объекты для пародий, биографический фон, автокомментарии, отклики современников.

В школьном варианте имманентный анализ - это прежде всего анализ, не выходящий за пределы материала данного стихотворения.

При подготовительной работе анализа можно использовать различные вопросы и задания к тексту, например: 1. Найдите в тексте примеры аллитерации и ассонанса. Какова роль звуковых повторов в стихотворении? 2. Выявите в тексте ключевые слова. Какова их роль в раскрытии смысла стихотворения? 3. Какая лексика преобладает в стихотворении: глагольная, местоименная, предметная? Почему? 4. Выявите в тексте противопоставление. Проследите, как организуется противопоставление. 5. Найдите в тексте языковые средства выразительности. Какова их роль в раскрытии темы стихотворения? 6. Охарактеризуйте рифму, метр, ритм стихотворения. Какова роль рифмы в смысловой организации текста? 7. Каковы особенности синтаксической организации текста? Какую роль играет синтаксическая организация текста в раскрытии авторского замысла? и т.д.

1.ВОСПРИЯТИЕ: Это стихотворение посвящено… Это стихотворение можно рассматривать как размышление(рассуждение)… Можно сказать, что лирический герой… Стихотворение представляет собой…

2.ИДЕЙНО – ОБРАЗНЫЙ УРОВЕНЬ: 1. Идея(что хотел сказать автор, какую мысль хотел донести до читателя): Автор хотел донести до читателя мысль о том… Этим стихотворением автор хотел сказать, что… Здесь высказано мнение автора 2.Эмоция( радость, уныние, восторг, надежда) В стихотворении четко улавливается настроение (радость, уныние, восторг, надежда) 3. Мотив(грусти, печали, одиночества) … звучит мотив…

3. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПРОИЗВЕДЕНИЯ: Предметный состав (все существительные, т.е образы): В первой строфе возникают образы(существительные)… Во второй строфе автор ведет речь о…

4. Чувственная, эмоциональная окраска художественного мира произведения: (проанализировать прилагательные, т.е. эпитеты, а также художественно-выразительные средства) Автор, характеризуя образы, использует эпитеты… Сквозь строфы тянется цепь тропов… Автор, характеризуя образы, использует художественно-выразительные средства… Здесь автору помогает использование… Немаловажную роль играют…

5. Действия и состояния в художественном мире произведения (анализ глаголов(т.е. проблем) Автор использует глаголы, содержание которых отражает затронутые в тексте проблемы отмечает (что?)...описывает (что?)...касается (чего?)... обращает внимание (на что?)... напоминает (о чем?)

6. Как выражено пространство, время 1. Пространство представлено весьма интересно ( описание комнаты и всего что в ней, от общего к частному, от частного к общему, описание представлено сверху вниз, описание пространства в ширину, выход на уровень неба, космоса…) 2. Автор в произведении затрагивает временные рамки ( прошлое,настоящее, будущее)

7.СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ: Лексика Автор в произведении использует (высокую, низкую) лексику Рифма Автором использована (параллельная, перекрестная, опоясывающая) рифма… Стихотворение написано с использованием…рифмовки… Строфы имеют…рифмовку… Синтаксис В стихотворении использованы такие синтаксические средства, как (повторы: анафоры, эпифоры, инверсия, параллелизм, риторические вопросы, восклицания, умолчания) Используемые предложения построены …

8.ФОНИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ: -размер(ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий…) … В основе ритмического рисунка – пятистопный хорей… В основе ритма стихотворения – пятистопный хорей… Размер стихотворения аллитерация (преобладание согласных звуков) -ассонанс(преобладание гласных звуков) Специальный подбор созвучных гласных (согласных) усиливает впечатление…

И. Бунин «Настанет день - исчезну я…» Настанет день – исчезну я, А в этой комнате пустой Всё то же будет: стол, скамья Да образ древний и простой. И так же будет залетать Цветная бабочка в шелку, Порхать, шуршать и трепетать По голубому потолку. И так же будет неба дно Смотреть в открытое окно, И море ровной синевой Манить в простор пустынный свой.

Имманентный анализ стихотворения И. Бунина «Настанет день – исчезну я…» Произведение Ивана Бунина «Настанет день - исчезну я…» принадлежит к философской лирике. Это стихотворение можно рассматривать как размышление автора о жизни и смерти. Бунин хочет донести до читателя мысль о том, что его скоро не станет, а мир будет все так же прекрасен. Стихотворение представляет собой синтез печали и радости, неотвратимости конца и надежды, фатализма и оптимизма. В произведении возникают образы: комната, стол, скамья, образ, ( то есть предметы интерьера), я, бабочка (то есть живые существа), море, небо, простор (символы вечности). Интересна метафора «дно неба», используемая автором, она уводит слушателя в космос. Автор использует вроде бы антитезу в использовании двух образов( я – бабочка), однако это может быть расценено и как уподобление(я словно бабочка). Немаловажную роль играют в тексте эпитеты: пустая комната, пустынный простор, они словно напоминают об одиночестве человека в этом мире. Автор использует глаголы, содержание которых отражает проблемы, затронутые автором (порхать-жить, веселиться; трепетать- переживать, любить, страдать; шуршать-работать) Пространство в стихотворении представлено весьма интересно: от описания интерьера к космосу, вечности. В стихотворении использованы такие синтаксические средства, как инверсия(простор пустынный), что создает впечатление монументальности, торжественности происходящих событий. В основе ритма стихотворения четырехстопный ямб.