Программа проведения недели математики в школе Учитель математики МОУ СОШ с.Телегино Кляйн В.А.
Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным. Б. Паскаль далее Эпиграф: Об авторе
Структура программы Пояснительная записка Содержание предметной недели Тематический план Литература Приложения назад
Пояснительная записка. Неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной деятельности любой школы является внеклассная работа по предмету. Она углубляет знания, расширяет кругозор, развивает творческие способности, интеллект. Как показывает педагогическая практика, наиболее приемлемыми и часто используемыми формами внеклассной работы по математике являются математические кружки, факультативы, олимпиады. Но регулярные занятия по данным формам интересны и доступны далеко не всем детям. А в условиях малокомплектной школы количество учащихся просто не позволяет по существующим нормам наполняемости вести учителю либо кружок, либо факультатив. Нужны такие виды деятельности, которые были бы интересны не только сильным учащимся. Нужны всплески эмоций, ощущение праздника, а самое главное для ученика – чувство личной значимости. Можно и нужно говорить о полезности такой деятельности, которая, с одной стороны, стимулирует учебный процесс, повышает познавательную активность учащихся, с другой – несет в школу праздничность и дух состязательности. Особое место в системе внеклассной работы по математике занимает предметная неделя. Предметная неделя по математике является комплексной формой работы по предмету, своеобразным итогом работы ученика, парадом детской фантазии и творчества.Для малокомплектной школы с количеством учащихся в классах от 1 до 8 – это еще и возможность проявить себя в той или иной степени для каждого, пусть даже плохо успевающего ученика. Это возможность для совместной деятельности учащихся разных возрастов. Это пример плодотворного сотрудничества учителей разных циклов, так как в таких школах довольно часто учитель математики всего один. Неделя математики проводится с целью развития познавательного интереса, индивидуальных, творческих и интеллектуальных способностей учащихся. Основные задачи :создать условия для проявления и дальнейшего развития индивидуальных творческих и интеллектуальных способностей каждого ученика; организовать плодотворное сотрудничество при взаимном уважении друг к другу участников совместной деятельности; поддержать у детей состояние активной заинтересованности овладением новыми, более глубокими знаниями по математике. Цель и содержание предметной недели органически включаются в учебно- воспитательный процесс, продолжая начатую педагогами работу на уроках. вперед назад
Мероприятия предметной недели должны быть актуальны, то есть: быть направленными на решение задач, поставленных перед участниками недели (педагогами и учащимися); содержать информацию и эмоциональные переживания, обеспечивающие активное восприятие происходящего; учитывать возраст, интересы, потребности учащихся; обеспечивать дальнейшее положительное общение в школьном коллективе. Содержание мероприятий должно соответствовать формам их проведения. Подготовительный период должен быть кратким. При этом важно, чтобы затраченное педагогами и учащимися время было целесообразным, а самовыражение и активность учащихся наиболее полными. Учащиеся должны испытывать удовлетворенность проведенными мероприятиями. Должна четко просматриваться культура проведения каждого мероприятия: последовательность, этапность, свобода проявления чувств, переживаний, культура поведения учащихся, их самостоятельность и инициатива. Ожидаемые результаты: приобретение каждым учеником веры в свои силы, уверенности в своих способностях и возможности; развитие коммуникативных качеств личности: взаимного уважения, доброжелательности, доверия, уступчивости и в то же время инициативности, навыков делового общения, терпимости; развитие осознанных мотивов учения, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности. вернуться
Подготовительный этап Проведение предметной недели Подведение итогов вернуться
Этапы предме тной недели Форма проведения мероприятия Деятельность учащихся по классам и педагогов Отслеживание результатов Подгото вительн ый этап Заседание организационного комитета Обсуждение плана проведения недели, внесение предложений представителями всех классов Наблюдение за деятельностью учащихся Репетиции Знакомство задействованных в мероприятиях учащихся с материалами конкурсов, отработка сцен, изучение различных сведений. Оформительская работа Оформление информационных бюллетеней, газет, наглядных материалов к мероприятиям, изготовление костюмов, подбор музыки. День истории математ ики Устный журнал Мир счета: 1стр.- Как люди научились считать? 2 стр. – Как считали на Руси? Русские счеты. 3 стр.- Римские цифры. 4 стр. – Парад цифр (по стихам С.Я.Маршака) Мероприятие для 1-4 классов. Организуется и проводится учащимися 5-6 классов под руководством оргкомитета. Наблюдение за деятельностью учащихся по ходу мероприятия, изучение продуктов деятельности учащихся. далее назад Тематический план
Этапы предметной недели Форма проведения мероприятия Деятельность учащихся по классам и педагогов Отслеживание результатов День занимательной математики Урок занимательной математики. (Задачи с экологическим содержанием) Урок проводит учитель в 5 классе. Учащиеся 5 класса познают новое, решают задачи. Беседа с учащимися, изучение продуктов деятельности учащихся. Турнир смекалистых Учащиеся 5-9 классов решают занимательные задачи своего уровня (задачи по типу конкурса Кенгуру) День математических состязаний Математический КВН КВН проводится для 1-4 классов. Ведущий старшеклассник. Учащиеся из 5-6 классов- помощники в проведении конкурсов. Учащиеся, которые не входят в команды, являются активными болельщиками. Наблюдение за деятельностью учащихся, изучение продуктов деятельности учащихся. Игра Я знаю все Игра проводится для учащихся 7-9 классов. Проводит игру учитель. Учащиеся из оргкомитета – помощники. Учащиеся, которые не входят в команды, являются активными болельщиками. Наблюдение за деятельностью учащихся. далее назад вернуться
День приклад ной математ ики Интегрированные уроки Математика и конструирование Уроки проводят учителя начальных классов в 1-4 классах. Наблюдение за деятельностью учащихся, изучение продуктов деятельности учащихся. Урок – экспедиция Математика на службе экологии Урок проводит учитель в 4 и 5 классах. Учащиеся задействованы в практической работе, расчетах, составлении задач. Уроки – экскурсии в бухгалтерию сельхозпредприятия, почтовое отделение, лесничество. Уроки проводятся под руководством учителя совместно с представителями производств. Учащиеся 7-9 классов изучают материал по применению математических знаний. День массовы х меропри ятий Математический вечер С.В. Ковалевская – великая женщина – математик Ведущий – учитель (или старшеклассник, умеющий хорошо выступать перед публикой). Участники сцен – учащиеся 7-9 классов. Учащиеся 1-6 классов и незанятые учащиеся 7-9 классов – зрители. Наблюдение за выступлениями учащихся и реакцией зрителей. Беседы с учащимися по материалам вечера. День математ ических игр Игра Путешествие по станциям Команды имеют разновозрастный состав. На каждой станции -организаторы конкурсов –также учащиеся разных классов Наблюдение за деятельностью учащихся, изучение продуктов деятельности учащихся. Подведе ние итогов. Заседание оргкомитета Подведение итогов, внесение новых предложений учащимися Наблюдение за деятельностью учащихся Совещание учителей по итогам предметной недели Подведение итогов, обсуждение предложений учащихся Беседы с учащимися, анкетирование учащихся по материалам предметной недели вернуться назад
Литература. 1. Акимова С. Занимательная математика.- Санкт –Петербург. : Тригон, – 608 с., илл. 2. Белошистая А.В. Развитие математических способностей школьника как методическая проблема //Начальная школа. – – с. 44 – Глейзер Г.И. История математики в школе 7-8 кл. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, – 240с. 4. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 кл.сре.шк. – М.: Просвещение, – 287 с.: ил. ISBN Депман И.Я. Рассказы о решении задач. – Ленинград: Государственное Издательство Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР, с. 6. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, с. 7. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. Кн. для учителя. –М.: Просвещение, – 96 с.: ил. – ISBN 5 – 09 – – Мазаник А.А. Реши сам. – 2-е изд.перераб. – Мн.: Нар.асвета, – 239с., ил. 9. Макеева А. Урок занимательной математики. (Задачи с экологическим содержанием)// Математика. – – с. 15 – Петров В.А. Преподавание математики в сельской школе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1986, - 186с. 11. Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры. Кн. для учащихся 7-9 кл.ср. шк. -.: Просвещение, – 224 с.: ил. – ISBN – 3. вернуться
1. День истории математики далее вернуться
Математики древности Много из математики не остается в памяти, но когда поймешь ее, тогда легко при случае вспомнить забытое. М.В. Остроградский Демокрит Фалес назад
(Democritos), греческий философ из Абдер, жил около до Р. Хр., первый представитель атомизма; бытие состоит из бесчисленного множества неделимых и незримых тел, атомов, различающихся по величине, форме и распорядку и движущихся с механической необходимостью; душевную жизнь он сводил на различия в форме, сочетаниях и движении атомов. из соч. сохранились лишь отрывки по физике и этике. (Democritos), греческий философ из Абдер, жил около до Р. Хр., первый представитель атомизма; бытие состоит из бесчисленного множества неделимых и незримых тел, атомов, различающихся по величине, форме и распорядку и движущихся с механической необходимостью; душевную жизнь он сводил на различия в форме, сочетаниях и движении атомов. из соч. сохранились лишь отрывки по физике и этике. вернуться
Фалес Фалес (Thales) (около до н. э.), древнегреческий философ, родоначальник антич. и вообще европейской философии и науки, основатель милетской школы. Происходил из Милета (Малая Азия). По преданию, путешествовал по странам Востока, учился у египетских жрецов и вавилонских халдеев. Возводил всё многообразие явлений и вещей к единой основе (первостихии или первоначалу), которой считал "влажную природу", воду: всё возникает из воды и в неё превращается. Для Фалеса. характерен гилозоизм: "мир одушевлён и полон богов": вслед за Гомером мыслил душу в виде тонкого (эфирного) вещества. Предсказал солнечное затмение 585 до н. э. вернуться
2. День занимательной математики назад далее
Вопросы 1. Набор, совокупность предметов, величина. 2. То же самое, но названо другим словом. 3. Геометрическая фигура, прямоугольник, у которого все стороны равны. 4. Геометрическое тело, у которого есть вершина, одно основание – круг. 5. Замкнутая кривая линия или геометрическая фигура, не имеющая углов. Ответы 1. Количество. 2. Комплект. 3. Квадрат. 4. Конус. 5. Круг. назад
3. День математических состязаний КВН вернуться
4.День прикладной математики: Бинарный урок по истории и математике в 5 классе «История Московского Кремля в натуральных числах» открыть вернуться
1.День истории математики 2.День занимательной математики 3.День математических состязаний 4.День прикладной математики 5.День массовых мероприятий 6.День математических игр В структуру
Кляйн Валентина Алексеевна, учитель математики МОУ СОШ с.Телегино Колышлейского района Стаж работы: 22 года Увлечение : историческая литература Хобби : выпечка вернуться
Математический вечер назад
Математические игры назад