Священный книги иудаизма Китайско-английская группа 2 курс Ким Алена Ташкентский государственный институт Востоковеденья
Иудаизм; Священные книги иудаизма.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИУДАИЗМА В религиоведении принято различать в развитии иудаизма три исторических периода 1. Храмовый (сосредоточением всех событий библейского периода иудаизма был Иерусалимский храм, где приносились жертвы богу Яхве, этот период делится на три временных отрезка: первого храма, возведенного царем Соломоном в 1004 г. до н.э. и полностью разрушенного в 588 г. до н.э. вавилонянами, уведшими евреев в плен; второго храма, построенного после возвращения евреев из вавилонского плена в 536 г. до н.э.; третьего храма, реконструируемого царем Иродом второго храма в конце I в. до н.э., и полностью разрушенного при взятии Иерусалима римским императором Титом в 70 г. 2. Талмудческий. Законоучители I-II вв. разработали и канонизировали Устный Закон, завершили Мишну (начало III в.). Это стало поворотным пунктом в развитии еврейской религии, легло в основу еврейского религиозного и гражданского законодательства. Дальнейшие толкования за 200 лет собраны в Гемаре, представляющей собой комментарии к Мишне и составляющей вместе с ней Талмуд. 3. Раввинистический (с VI в. по н.в.). Теория и практика раввинов не опиралась на Храм, жречество и политическую независимость, но поддерживала и развивала общинную жизнь евреев. Римляне, удовлетворенные политической умеренностью, позволили заниматься восстановлением культовых зданий, формировать концепцию молитвы. Еврейство превращается в религиозное сообщество, которое может отправлять культ, находясь в любом месте. Изучение Торы становится высшей религиозной обязанностью еврея, способом приблизиться к Богу и снискать Его благоволение. Особое значение приобретает взгляд на земную жизнь как приготовление к посмертной жизни.
Несколько позже началась систематизация так называемой Устной Торы законодательного материала, состоявшего из комментариев и разъяснений Торы, в течение долгого времени бытовавшего в устной традиции. Ее начал ученый Иерусалимский законоучитель Гиллель в конце 1 века до н. э. начала 1 века н. э. Затем она была продолжена в ученых коллегиях городов Явны и Ципоры. В конце II начале III веков весь этот материал был обработан и объединен Йегудой ха-Наси, главой ученой коллегии палестинского города Ципоры, после чего получил название Мишна (Повторение).
Зераим (Посевы)- аграрное законодательство Моэд (Праздники) праздничный ритуал Нашим (Жены) брачное законодательство Незикин (Повреждения) уголовные законы Кодашим (Святыни) порядок богослужения Тегарот (Чистоты) ритуальная чистота
Помимо композиционного (Мишна из 6 разделов) и послойного (Мишна Гемара) членения Талмуд содержательно подразделяется на Галаху (Понятие) Галаха суждения законоведов, основанные на юридическом истолковании текстов Торы и приобретшие силу обязательных законов. Аггаду (Сказание) Аггада притчи, изречения и доктрины, не имеющие обязательного значения. Аггада является менее сакрализованной и менее авторитетной составляющей Талмуда.