О чём говорят устаревшие слова? О чём говорят устаревшие слова? Урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ Московская СОШ Москвиной Мариной Александровной Москвиной Мариной Александровной
Разминка Лексика – это… Лексическое значение слова – Общеупотребительные слова – Не общеупотребительные слова – Профессионализмы – Диалектизмы – Что изучает лексикология?
Тема урока О чём говорят устаревшие слова?
Цели урока: Мы познакомимся с понятием «устаревшие слова»;Мы познакомимся с понятием «устаревшие слова»; Выясним причины устаревания слов в русском языке;Выясним причины устаревания слов в русском языке; Усовершенствуем навыки работы с толковым словарём;Усовершенствуем навыки работы с толковым словарём; Заглянем в историю родного языка, родной страны;Заглянем в историю родного языка, родной страны; Выясним, сохранились ли устаревшие слова в современном русском языке.Выясним, сохранились ли устаревшие слова в современном русском языке.
«Следопыт» Работа с учебником. Страница 38 – вариант Выясните, какие слова называются устаревшими? Определите с помощью толкового словаря значения слов из витрины музея. Кафтан – Треуголка – Лапти Ендова – Какой пометой отмечены устаревшие слова в толковом словаре? 2 вариант Выясните, почему устаревают слова? Какие слова называются: Историзмами Архаизмами Выпишите в тетрадь из толкового словаря лексические значения слов: Кушак Чело Лапти Приведите другие примеры.
«Переводчики» Перед вами изображение человека. Здесь указаны названия частей тела. Переведите устаревшие слова на современный язык с помощью рисунка.
«Соколиный глаз» Найдите устаревшие слова в отрывке стихотворения И.Сурикова. Сможете ли вы дать их толкование? В уголке, согнувшись, Лапти дед плетёт; Матушка за прялкой Молча лён прядёт. Избу освещает Огонёк светца; Зимний вечер длится, Длится без конца…
Текст для девочек Прялка… В наши дни не каждая девочка знает, что это такое. А в прошлом прялка была в каждом доме – за неё садились уже 6 – 7- летние девочки. Назначение прялки – превратить лён или шерсть в пряжу. Состоит она из двух частей: донца и гребня (лопатки). На донце, небольшой дощечке, имеется головка, куда и вставляется гребень, на котором укрепляется кудель – ком обработанного льна или шерсти. Пряха садится на донце, левой рукой вытягивает волокно, скручивает его в нитку, а в правой – вращает веретено, особенным образом вырезанную палочку; на него и наматывается нить. (В.Волков)
Задания к тексту 1.Определите стиль и тему текста, озаглавьте его. 2.Объясните с помощью текста лексическое значение слов ПРЯЛКА, КУДЕЛЬ, ВЕРЕТЕНО. 3.Запишите ответ в виде словарной статьи.
Текст для мальчиков Долгое время крестьянская изба освещалась лучиной. Она готовилась заранее: длинное поленце расправлялось в печи, потом от него ножом отщипывались тонкие щепки – лучинки. Эти лучинки вставлялись (горизонтально) в специальные подставки, светцы, с расщелинами на верху и поджигались. Под лучиной стояло длинное корытце с водой, куда падали угольки. (Вл. Волков) Определите стиль и тему текста, озаглавьте его. Объясните с помощью текста лексическое значение слов ЛУЧИНА, СВЕТЕЦ. Запишите ответ в виде словарной статьи.
«Знатоки» Найдите устаревшие слова в отрывках из русских народных сказок. Объясните их значение с помощью толкового словаря. 1.Б ыла у зайца избушка лубяная, а у лисы ледяная. 2.Б аба – яга вышла во двор, свистнула – перед ней явилась ступа с пестом и помелом. 3.В ходит в светлицу – видит: красота невообразимая. 4.З дравствуйте, купцы чужеземные! 5.Я по коробу метён, по сусеку скребён, на сметане мешён, на окошке стужён.
Подведём итоги урока: Какие слова называются устаревшими?Какие слова называются устаревшими? Почему слова устаревают?Почему слова устаревают? О чём рассказывают устаревшие слова?О чём рассказывают устаревшие слова? Сохранились ли устаревшие слова в современном языке? Приведите примеры.Сохранились ли устаревшие слова в современном языке? Приведите примеры.
Домашнее задание Параграф 19. Определение устаревших слов в рамке (стр.39) – * Параграф 19. Определение устаревших слов в рамке (стр.39) –выучить; * Упражнение 86 (по заданию). * Упражнение 86 (по заданию). *** Дополнительное задание: Привести примеры употребления устаревших слов в пословицах, поговорках, сказках.
Сегодня на уроке Сегодня на уроке я узнал(а)…. Было интересно… Было интересно… Я выполнял(а)… Я выполнял(а)… Я понял(а), что… Я понял(а), что… Теперь я могу… Теперь я могу… Я почувствовал(а), что… Я почувствовал(а), что… Я приобрёл(а)… Я приобрёл(а)… Я научился/научи лась… У меня получилось… Я могу… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…
Спасибо за работу на уроке!
Использованные ресурсы 1. Приложение Изображение частей тела человека//«Русский язык в школе».- ?, Изображения: ложки, прялка, 3/view/162018/ 2.Изображения: ложки, прялка, 3/view/162018/ 3. «Русский язык»: учебник для 6 класса/(Т.А. Ладыженская и др.- М.:Просвещение, «Русский язык»: учебник для 6 класса/(Т.А. Ладыженская и др.- М.:Просвещение,2008.