В6. Синтаксический анализ сложного предложения Так выглядит задание в демоверсии 2010: B6-1. Среди предложений найдите сложное предложение, в состав которого входит придаточное цели. Напишите номер этого предложения. или В6-2. Среди предложений 1-9 найдите сложноподчиненное предложение с параллельным присоединением придаточных. Напишите номер этого предложения.
СРЕДСТВА ПОДЧИНЕНИЯ Союзы не падает логическое ударение, служебные слова Что, чтобы, как, словно, если, ибо, так как. хотя, потому что и др. Ясно было, что старика огорчало небрежное отношение Печорина. Союзные слова падает логическое ударение, местоимения и наречия Который, чей, кто, что, где, куда, откуда, почему и др. В библиотеке мы спросили, что нам почитать о «Слове о полку Игореве».
Типы придаточных предложений: 1.Определительные 2.Изъяснительные 3.Обстоятельственные
ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Вопрос: Какой? [ … СУЩ.,( … ), … ]. В книге, которую подарил мне товарищ, рассказывается интересная история из жизни знаменитого путешественника.
ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ Вопросы косвенных падежей [ … ГЛ.], (… ). Казбич вообразил, будто Азамат украл у него лошадь.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ [ ] ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? СТЕПЕНИ КАК? В КАКОЙ СТЕПЕНИ? ВРЕМЕНИ КОГДА?
ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ [ ] ПРИЧИНЫ ПОЧЕМУ? ЦЕЛИ ЗАЧЕМ? МЕСТА ГДЕ? КУДА? ОТКУДА?
ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ [ ] УСТУПКИ НЕСМОТРЯ НА ЧТО? СЛЕДСТВИЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧЕГО? СРАВНЕНИЯ КАК?
Типы подчинения при нескольких придаточных предложений: 1.Последовательное 2.Параллельное 3.Однородное
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ [ ], ( ), ( ). Мы были на летних каникулах, когда мать, остававшаяся всё лето в городе, прислала известие, чтобы мы не приезжали.
ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ ( ), [ ], ( ). Когда дверь была заперта на ключ, Арина Петровна приступила к делу, по поводу которого был созван семейный совет.
ОДНОРОДНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ [ ], ( ), ( ). Движение транспорта возобновилось, когда ремонт трамвайных путей был завершён, когда дороги залили асфальтом.
ОДНОРОДНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ [ ], ( ) и ( ). Слышно было, как в саду шагал садовник и как скрипела его тачка.
Тренировка 1. Укажите, как расставить знаки препинания в предложении: Бессмертная греческая традиция (1) главная особенность (2) которой (3) углублённый интерес к человеку (4) была воспринята древнерусскими мастерами. 1) 1, 4 – запятые; 3 – тире 2) 1 – тире; 2, 4 – запятые 3) 1, 3, 4 – запятые 4) 2, 4 – запятые; 3 - тире 2. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Сделайте схемы предложений. Укажите номера предложений, в которых придаточное стоит в середине сложноподчиненного. 1) Впервые я услышал как шелестит лист падающий поздней осенью с дерева. 2) Нынче в пять часов утра когда я открыл глаза в окно моей комнаты повеяло запахом цветов. 3) Должно быть каждый из нас подумал о лесных ручьях которые бегут под буреломом о мерцающих звездах. 4) Слышно было как мать звенела стаканами разливая чай. 5) Летят к вербе пчелы бабочки потому что их привлекают душистые сережки.