Подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия 3 г. Белгорода»Русинова Е.А.
Пусть ученик не заучивает науку, а выдумывает ее сам. Жан-Жак Руссо Учить не мыслям, а мыслить. Иммануил Кант Иммануил Кант Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно указать дорогу. Ричард Олдингтон
Учащиеся в процессе обучения литературе должны - научиться определять принадлежность произведения к одному из литературных родов, жанров, -уметь обосновывать свое суждение, -давать характеристику героям, -аргументировать отзыв о прочитанном произведении, -уметь составлять план изучаемого произведения, -уметь объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника, - владеть монологической и диалогической речью, -готовить сообщения, доклады, рефераты.
Исследовательская деятельность способствует тому, чтобы -ученик встал в позицию равную учителю, -был самостоятелен в процессе деятельности.
Этапы исследовательской деятельности учащихся 1 этап. Знакомство с основами исследовательской деятельности (понятийный аппарат, методы исследования, требования, предъявляемые к оформлению работ). 2 этап. Выбор и определение темы исследования. 3 этап. Обзор литературы по выбранной теме. 4 этап. Исследование. 5 этап. Текстовое оформление работы. 6 этап. Выступление учащихся с результатами исследования.
Причины введения исследовательской деятельности в учебный процесс -исследовательская работа позволяет получить дополнительную информацию и знания по предмету; -учит публично представлять результаты изысканий на конференциях и семинарах; - имеет важное воспитательное значение.
Принцип исследовательской деятельности Чем выше ступень, тем больше самостоятельной работы.
Проводя мониторинг исследовательской деятельности, следует отслеживать: - степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом; - степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли; - количество новой информации, использованной для выполнения проекта; - степень осмысления использованной информации; - уровень сложности и степень владения использованными методиками; - оригинальность идеи, способа решения проблемы; - осмысление проблемы и формулирование цели исследования; - уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта; - творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации; - социальное и прикладное значение полученных результатов.
Исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы и во внеурочное время позволяет: повлиять на формирование духовного мира подростка посредством акцентирования его внимания на исследовании проблем нравственного характера; повысить мотивацию учащихся к обязательному знакомству с произведением; повысить уровень речевой культуры учащихся; приобрести навык интерпретации произведения, необходимый для успешной сдачи экзамена; повысить качество обучения.