Крупнейший скульптор и архитектор Италии Х VII века. Был наиболее чистым представителем итальянского барокко. Сын известного скульптора Пьеро Бернини Лоренцо. Начал заниматься ваянием еще в детстве. В 17 лет он мог уже принять заказ на портретный бюст епископа Сантоки, установленный на его надгробии, а в 20 лет – выполнить портрет папы Павла V. Вслед за этим он несколько лет провел за созданием четырех больших мраморных скульптур, которые заказал ему для сада при своем дворце любитель искусства и коллекционер кардинал Шипионе Боргезе.
В 1650–1670 гг. Бернини делит свое внимание между созданием уличных фонтанов, монументальных надгробий и архитектурных сооружений. В качестве придворного архитектора и скульптора римских пап Бернини выполнял заказы возглавлял все остальные архитектурные, скульптурные и декоративные работы, которые велись по украшению столицы
Учился у отца, скульптора и живописца Пьетро Бернини, в Риме, куда семья переехала около Особое влияние на молодого художника оказала живопись болонской школы, а также античная скульптура, которой он страстно поклонялся всю жизнь. же ранние скульптуры Бернини (" Давид ", 1619; " Похищение Прозерпины ", 1621; " Аполлон и Дафна ", ; - все в Галерее Боргезе, Рим ) свидетельствуют об исключительном даровании ; стремясь сделать любимый свой материал, мрамор, податливым, " как воск ", он добивается беспрецедентной динамики форм, сложных живописных эффектов.
Весьма рано ( около 1610) он заявляет о себе и как мастер скульптурного портрета. Исполненные им портретные бюсты кардинала Шипионе Боргезе (1632, там же ) и возлюбленной художника Констанцы Буонарелли ( около 1635, Национальный музей, Флоренция ) принадлежат к непревзойденным шедеврам этого вида искусства, впечатляя живым полнокровием характеров и эмоций. Патетического величия полны образы герцога Франческо дЭсте ( , Музей Эсте, Модена ) и Людовика XIV (1665, Национальный музей Версаля ), в которых Бернини создал канон придворного скульптурного портрета, вызвавший массу подражаний. Работая и как живописец, и как график, он оставил замечательные по экспрессии этюды собственного лица, а также целый ряд остроумных шаржей ( став одним из основоположников искусства карикатуры ).
Любимец папского двора ( ему особенно покровительствовали папы Урбан VIII и Александр VII), Бернини получал многие из самых ответственных церковных заказов. Назначенный в 1629 главным архитектором собора Святого Петра, он в возвел под его куполом величественный и динамичный в своей монументальной живописности бронзовый балдахин - киворий над главным алтарем ; основу его конструкции составляют спиралевидно изгибающиеся колонны, рождающие эффект непрерывного роста. Установленная им в одной из ниш собора гробница Урбана VIII ( ) продолжает традицию ренессансного " триумфального " надгробия, придавая ей новое пластическое красноречие.
Пропаганда католической веры ( как главная задача Контрреформации ) была неразрывно сопряжена у Бернини с традицией ренессансного гуманизма, то есть с наглядным выражением безграничных возможностей творческого гения человека. То же касается и его архитектуры. Более, чем какой - либо иной мастер, он способствовал сложению новых, барочных, черт в архитектуре " вечного города " - Рима, причем его ансамбли отнюдь не подавляют человека, но, напротив, в чисто ренессансном духе возвышают его, усиливая праздничную авантюрность облика Рима.
Театральное начало, присущее работам Бернини, находило непосредственное выражение и в написанных им пьесах ( комедия " Фонтан Треви " и др.), которые он не только сочинял, но и сам ставил. Он был также выдающимся художником и инженером сцены и придумал целый ряд новых сложных механических устройств, производивших зрелищные эффекты.
Персей ск-р Бернини
Людовик XIV ск-р Бернини